Продукция компании Fohow - Феникс для восстановления и поддержания здоровья и здорового долголетия
Категория
 

Эволюционная теория человеческого общества


Как и все процессы, происходящие в Мироздании, процессы развития общества имеют эволюционную природу. Поэтому сначала рассмотрим основные закономерности и особенности протекания эволюционных процессов.

Всякая существующая в Природе и Космосе система, с эволюционной точки зрения, является непрерывно развивающемся эволюционным объектом. С этой точки зрения, все существующие эволюционные объекты и системы являются живыми, то есть непрерывно развивающимися и непрерывно изменяющими своё состояние.

Такие свойства существующих в Природе и Космосе систем определяются тем, что они состоят также из живых, непрерывно изменяющих своё состояние элементов, включая молекулы, атомы и элементарные частицы, составляющие основу организации материи, обладающие активным поведением.

Эволюционные объекты, процессы и системы в Природе и Космосе имеют иерархическую организацию. Поэтому объекты, процессы и системы нижестоящего уровня иерархии входят в состав систем более высокого уровня, которые, в свою очередь, являются составными частями систем ещё более высокого уровня.

Являясь составными частями огромного числа эволюционирующих объектов и систем Мироздания, эволюционные объекты, элементы и системы характеризуются огромным разнообразием, которое называется эволюционным богатством эволюционных форм. Эволюционное богатство эволюционных форм является необходимым условием протекания эволюционных процессов.

Все элементы, объекты и системы, входящие в различные системы Природы и Космоса разных уровней организации, сами являются самостоятельными эволюционными объектами, активно взаимодействующими с другими объектами и системами. Благодаря этому, единый и иерархически организованный эволюционный процесс Мироздания пронизан огромным количеством горизонтальных, вертикальных и перекрёстных взаимодействий всех эволюционирующих объектов, элементов и систем со всеми, независимо от того, к каким уровням в иерархии Мироздания они относятся.

Больше количество разнообразных эволюционных взаимодействий, существующих в Мироздании, характеризуется эволюционным богатством взаимодействий и взаимосвязей эволюционирующих элементов, объектов и систем, что также является необходимым условием осуществления эволюционных процессов Мироздания. Богатство эволюционных форм и взаимодействий между всеми объектами, элементами и системами Мироздания создаёт саму возможность эволюции как Мироздания в целом, так и всех объектов, элементов и систем, его образующих.

Рассмотрим, далее, организацию эволюционирующих систем с точки зрения их внутренней организации. Структуру таких систем образуют несколько элементов или подсистем, взаимодействующих между собой. В каждый момент времени одна из них является ведущей. В зависимости от обстоятельств, ведущая роль в системе может переходить от одной подсистемы к другой.

Это вызвано тем, что система, существующая в постоянно изменяющейся эволюционно богатой среде, также изменяется, подстраиваясь и приспосабливаясь к изменяющимся внешним условиям. При этом следует иметь в виду, что изменения окружающей среды могут происходить как самопроизвольно, так и в результате активного поведения самой системы. Передача ведущей роли между подсистемами может происходить в порядке, зависящем от обстоятельств, сложившихся во внешней среде, эволюционирующей вместе с системой, а также от внутреннего состояния системы.

Закономерность смены ведущей роли в системе между подсистемами, сопровождающая процесс развития системы, мы называем эволюционным колесом, спицами которого, образно говоря, являются образующие её подсистемы. Ясно при этом, что когда система развивается, то её эволюционное колесо вращается, если же оно не вращается, то система не развивается. Представление об эволюционном колесе является очень близким к понятию колеса Сансары из индийской философии, знаменующего собой круговой цикл перерождения (перевоплощения) души человека, но при этом является более общим.

Представление об эволюционном колесе позволяет следующим образом описать совместную эволюция системы и окружающей среды. Изменения в окружающей среде, вызванные активностью ведущей в системе подсистемы, приводят к повороту эволюционного колеса среды в новое положение, которое, в свою очередь, требует передачи ведущей роли в системе другой подсистеме. Эволюционное колесо системы поворачивается, и другая система становится ведущей. Далее процесс повторяется.

В результате такого взаимодействия системы и окружающей среды происходит их совместный процесс развития (эволюции), который никогда не повторяется. Повторяется только последовательное чередование ведущей роли в системе между её подсистемами. То есть, на каждом отдельном отрезке времени система развивается под знаком преобладания одной из её подсистем.

В западной диалектической философии закономерность развития системы или процесса, подобную описанному в представлении об эволюционном колесе, называется законом развития по спирали. С точки зрения этого закона, каждый следующий шаг эволюции системы рассматривается как повторение одного из предшествующих шагов, но на более высокой ступени развития, на новом витке спирали.

Очевидно, что закон развития по спирали является частным законом развития систем, так как предусматривает только восходящий вариант развития. Представление же об эволюционном колесе не имеет такого ограничения, так как допускает развитие системы не только по восходящей, но и по нисходящей траектории, а также вообще в любом направлении, что является вероятным в силу многомерности эволюционирующих систем и окружающего нас Мироздания.

Рассмотрим, далее, человеческое общество как систему, имеющую эволюционную природу и подчиняющуюся эволюционным законам, как и другие существующие в Мироздании системы. С эволюционной точки зрения, человеческое общество образуют два основных эволюционных начала – общественное начало, представляющее интересы Общества, и личностное начало, представляющее интересы человеческой Личности.

Эволюционно богатая окружающая среда, в которой существуют и развиваются Личность и Общество, представлена Природой и Космосом. С учётом этого обстоятельства, в целом на Земле, мы имеем дело с космической развивающейся системой, образованной планетой, человеческим Обществом и человеческой Личностью. Для этой космической системы, состоящей из трёх эволюционных начал, также действует закон смены эволюционной инициативы (ведущей роли) в развитии системы или закон эволюционного колеса.

При этом, Личность и Общество в составе развивающейся на Земле космической системы являются более активными и тесно связанными между собой по сравнению с третьим началом – Природой и Космосом. Поэтому основным содержанием истории развития человеческого общества является активное взаимодействие Личности и Общества в процессе их совместного развития, сопровождающегося закономерной сменой ведущей роли в развитии космической системы по принципу эволюционного колеса.

В данном случае, мы имеем дело с двухзвенным эволюционным колесом, отражающим поступательное развитие системы через взаимодействие двух противоположных начал – Общества и Личности. Причина их противоположности состоит в противоположности присущих им интересов, связанных со стремлением каждого из них к осуществлению собственной творческой инициативы.

Рассмотрим, далее, особенности развития такой системы, имеющей в основе организации два прямо противоположных начала. Поскольку эта задача непосредственно связана с познанием фундаментальных законов развития Природы и Общества, то человеческое общество на протяжении всей истории посвятило её изучению достаточно много внимания, и к настоящему времени сумело создать развитые представления в этой области.

Как оказалось, в цивилизациях Востока и Запада были сформированы принципиально разные взгляды на эту проблему, отражающие их характерные особенности. Так, в западной диалектической философии были выработаны представления о процессах развития, осуществляющихся через борьбу противоположностей, что отражено в диалектическом законе о единстве и борьбе противоположностей.

Процесс развития в западной философии представляется как линейный восходящий процесс, в котором чередуются эпохи полного господства одного из противоположных начал над другим. Смена же эпох, сопровождающаяся переходом господства в системе к другому началу, осуществляется через катастрофы и революции, возникающие в результате неизбежного накопления противоречий в системе, длительное время находящейся под властью одного из двух начал.

Преимущественно такой же катастрофический характер развития имеют и все природные системы. Поэтому процессы развития человеческого общества в рамках западной цивилизации, носят такой же слепой и стихийный характер, как и процессы развития природных систем.

В восточной же философии, как например, в Индии и Китае, сложились противоположные западной философии представления о равноправном, неразрушающем систему, участии двух противоположных начал в процессе её развития. Именно такой характер развития системы представлен, например, в концепции двуединой монады развития в индийской философии, а в китайской философии – в учении о двух противоположных началах ИНЬ и ЯН, через равноправное взаимодействие которых осуществляется развитие системы. Подробное описание развития системы на основе использования принципа ИНЬ-ЯН содержится в древней китайской Книге Перемен "И-Цзин", относящейся к 700 г. до н.э.

Если сравнить западную и восточную модель развития системы, то можно понять, что восточная модель, основанная на равноправном взаимодействии двух противоположных начал, обладает значительным преимуществом перед линейной моделью развития через катастрофы, созданной западной философской мыслью, так как обеспечивает возможность поступательного развития системы без катастроф. Очевидно, однако, что её реализация требует создания в развивающейся системе метасистемного уровня, то есть, надстройки над системой, предназначенной для обеспечения равноправного участия двух противоположных начал в процессе развития системы.

Образно говоря, система должна стать умнее, чтобы обеспечить себе неразрушающий характер развития. А ведь именно в этом состоит главное предназначение Разума в Мироздании, то есть, в обеспечении неразрушающего характера развития (эволюции) систем в пределах общества, космоса и, в конечном счёте, в Мироздании.

Необходимость перехода на уровень метасистемы в целях разрешения противоречий в системе математически впервые была доказана в теоремах Гёделя о неполноте в начале 30-х годов XX столетия на примере арифметики. Гёдель доказал, что любая система является функционально неполной, так как либо имеет неразрешимые внутренние противоречия, либо не способна решать некоторые внешние задачи, относящиеся к кругу её компетенции, или и то, и другое вместе.

В целом, полученные Гёделем результаты следует понимать как математическое доказательство неисчерпаемого многообразия и сложности окружающего нас мира, а также того, что все существующие в Мироздании системы являются открытыми. Что, в свою очередь, означает необходимость и неизбежность их непрерывного усложнения и совершенствования в процессе развития. Если же этого не происходит, то любая система гибнет из-за внутренних противоречий или из-за внешних причин, с которыми она оказывается неспособной справиться.

Применение этих результатов к человеческому обществу, позволяет сделать вывод о необходимости возникновения в нём в процессе развития надстройки, призванной снять противоречия между двумя эволюционными началами и направить их энергию на общие цели развития общества. С учётом этого, можно также сказать, что вообще конечной целью эволюционного развития организационной структуры человеческого общества является возникновение в нём такой надстройки, способной обеспечить равноправное участие в развитии общества его двух эволюционных начал, Личности и Общества.

Это, в свою очередь, означает необходимость появления в обществе такой системы управления, которая смогла бы обеспечить научно-обоснованное управление всесторонним развитием общества на основе полного использования личной творческой инициативы и энергии Личности, раскрытия творческого потенциала каждого человека. Это означает создание таких условий в обществе, при которых в полной мере воплотился бы принцип "успешное развитие каждого является условием успешного развития всех, и успешное развитие всех (общества) является условием успешного развития каждого".

Так получилось, что на всём протяжении человеческой истории структура человеческого общества, как и само общество, развивались стихийно. Поэтому смена общественно-экономических формаций происходила не в результате развития организационной структуры общества, а, в основном, вследствие научно-технического развития, сопровождавшего развитие средств производства и орудий труда. При этом организация общества на всём протяжении истории оставалась однобокой, использовавшей в развитии общества, преимущественно, только одно из двух эволюционных начал, так как опиралась, в основном, на интересы ограниченной группы людей, составляющих правящий класс общества.

Именно так общество было устроено при рабовладельческом строе, при феодальном строе и при капиталистическом. И только в XVIII и XIX столетиях в Европе стали возникать идеи, сначала утопические, а затем и научные взгляды и теории создания справедливого устройства общества, которое учитывало бы интересы всех людей, а не только ограниченной их группы. Тогда впервые в истории были предприняты попытки научного осмысления и анализа всего пути, пройденного человеческим обществом в его истории, с целью поиска путей создания справедливого устройства общества, основанного на свободе и равноправии всех людей.

Однако, что естественно, даже великим мыслителям того времени не удалось подняться в рассмотрении проблемы развития общества выше классовых противоречий, на поиски путей преодоления которых они направили все свои силы. Основываясь на созданной ими теории классовой борьбы, сопровождающейся в течение истории сменой правящих классов, они сделали неожиданный и парадоксальный вывод о том, что обобществление средств производства и передача власти в обществе угнетённому классу позволят создать общество будущего, бесклассовое общество, лишённое недостатков и противоречий классового общества.

С точки зрения теории эволюционного колеса, ничего нового в организации общества эти идеи не давали, так как вся их суть сводилась к передаче руководящей роли от одного из эволюционных движущих общество начал, к другому, а именно, от Личности к Обществу. Это позволяет сделать вывод о том, что для формулирования этих идей, преимущественно, был использован известный принцип "от противного", а не результаты научного анализа истории развития общества.

Тем не менее, даже такой, во многом стихийный, шаг в направлении научного осознания истории общества с целью поиска путей создания справедливого общества, следует признать исторически необходимым и в своём роде выдающимся событием в истории общества. В первую очередь, потому что, в результате этого, впервые в истории, организация человеческого общества была создана не стихийно, а в соответствии с программным проектом, для которого первоначально были разработаны научные и идейные основания. Такое уникальное общество было построено в России (СССР) в начале XX столетия, которое может быть названо коммунистическим, так как оно было основано на полном обобществлении средств производства.

Созданную в СССР плановую систему управления всесторонним развитием общества следует также признать уникальной в своём роде. Так как впервые в истории человечества она стала результатом осуществления программного проекта создания системы научно-организованной деятельности людей в интересах всего общества, обладающей огромным потенциалом развития. Этот шаг в истории человечества может многими скептиками расцениваться как ошибочный или авантюрный, но с эволюционной точки зрения это был эпохальный шаг, так как в результате него был осуществлён поворот эволюционного колеса в историческом развитии организационной структуры человеческого общества.

Как оказалось, именно благодаря этому шагу в организационной структуре человеческого общества, впервые в истории, в обществе появилась надстройка, благодаря которой стало возможным дальнейшее развитие человеческого общества не стихийно, а в соответствии с научно разработанными программными проектами, что обеспечивает возможность гибкой и всесторонней организации дальнейшего развития общества. Как оказалось, именно такая надстройка является метасистемной надстройкой, обладающей потенциалом создания сбалансированной организации человеческого общества на основе равноправного участии двух противоположных эволюционных начал общества - Общества и Личности в его развитии.

Тем не менее, будучи основанной на полном господстве одного эволюционного начала (Общества) над другим (Личность), коммунистическая система в СССР должна была неизбежно прекратить своё существование в результате накопления противоречий и нерешённых задач, что и произошло в конце 80-х - начале 90-х годов XX столетия. Этот процесс существенно ускорило то обстоятельство, что коммунистическая система в СССР, восточная по своей сути, полностью подавлявшая личностное начало, оказалась в полном противоречии с цивилизационными и историко-культурными основами общества в России (СССР), относящейся, в целом, к западной цивилизации, основанной на свободе личности.

Многие противники коммунистического строя, созданного в СССР, торжествовали. Но, как показали дальнейшие события, это было недальновидное торжество людей, которые не понимали, да и не могли понимать истинного смысла происходивших в то время эпохальных событий.

Полученная в результате развития научной мысли о смене общественно-экономических формаций в Европе, в рамках западной цивилизации, имеющей линейную модель развития, новая система организации управления обществом в своё время была передана из СССР в Китай, в порядке передачи опыта коммунистического строительства братской стране.

Это стало ещё одним событием эпохального значения, так как в этот момент произошла передача новейшего результата исторического развития западной цивилизации в области организации и научного управления развитием общества в Китай, исторически относящийся к восточной цивилизации, основанной, преимущественно, на господстве другого, по сравнению с западной цивилизацией, эволюционного начала, а именно Общества.

В свою очередь, передача результатов развития общества от западной цивилизации к восточной привела к повороту эволюционного колеса всей человеческой цивилизации, так как такая передача опыта и знаний между двумя цивилизациями имеет своим следствием и передачу эволюционной инициативы, ведущей роли в мировом развитии, в данном случае, от западной цивилизации к восточной.

Коммунистическая система научной организации и управления обществом, переданная из СССР в Китай, органично легла на благодатную для неё почву восточной культуры, также основанной на полном господстве общественного начала над личностным. Более того, попав в Китае на близкую ей почву, она обрела возможность дальнейшего творческого развития, учитывая наличие на Востоке собственных развитых представлений об устройстве и управлении обществом.

В конце 70-х годов XX столетия в китайском обществе была осознана необходимость проведения преобразований с целью создания большей свободы для развития личной инициативы в сфере материального производства. И тогда, вместо того, чтобы разрушить существующий общественный строй, как это присуще западной цивилизации и как это произошло в СССР, было принято решение включить частно-собственнические и рыночные отношения в состав существующей системы управления обществом в качестве инструмента его ускоренного развития.

С точки зрения восточной культуры, этим решением не было сделано ничего выдающегося, так как, в данном случае, был использован известный в Китае с древних времён принцип равноправного участия в развитии системы двух противоположных начал ИНЬ и ЯН, который широко применялся как в древней китайской медицине, так и в теории и практике управления обществом. Человеком, по инициативе которого было принято это эпохальное решение, провозгласившим принцип "одно государство - две системы", стал выдающийся китайский политик и реформатор Ден Сяопин.

Тем самым было получено сразу два эпохальных результат в истории развития человеческого общества. Первый результат состоит в том, что надстройка в управлении обществом в виде научной системы программного управления обществом, созданная в СССР, не только обрела свою вторую жизнь в Китае, но и продемонстрировала уникальные возможности, обеспечив включение в систему управления обществом на равных основаниях второго эволюционного начала общества - Личности, представленной в виде частной собственности и капиталистического рынка.

Следствием этого стал второй эпохальный результат в истории человечества, а именно, была создана новая общественно-экономическая формация, которая опережает в настоящее время по своему развитию капиталистическую формацию уже на две ступени. С точки зрения теории эволюционного колеса, новая формация обеспечивает не только полноправное включение в структуру общества двух противоположных начал - Личности и Общества, но и непрерывное их взаимодействие в процессе развития общества. А это означает не только непрерывное вращение эволюционного колеса развития общества, но и возможность дальнейшего развития общества без катастроф.

Непрерывное вращение эволюционного колеса развития общества обеспечивает также намного более высокую скорость развития общества по всем направлениям, значительно превосходящую скорость развития современных капиталистических обществ, имеющих на данное историческое время безнадёжно устаревшее общественное устройство. В экономическом плане это выражается в опережающих темпах экономического и научно-технического развития, которые демонстрирует Китай, и в непрерывном и длительном экономическом кризисе западных стран, погрязших в неоплатных долгах.

Созданная в Китае новая прогрессивная общественно-экономическая формация и система научного программного управления развитием общества полностью соответствуют эволюционной цели исторического развития общества, состоящей в получении сбалансированной модели управления обществом, основанной на равноправном участии двух противоположных начал - Личности и Общества в развитии общества.

А это, в свою очередь, означает, что новая общественно-экономическая формация является универсальной и перспективной моделью не только для Китая или других восточных стран, но и для всех без исключения стран Запада, включая Россию, имеющих в данный момент, как социалистическую, так и капиталистическую ориентацию. Одновременно, она является уже не теоретической, а реально существующей перспективной универсальной конвергентной моделью организации общества, дающей возможность построения перспективной организации общества для любого из ныне существующих типов обществ.

Для того, чтобы перейти на новую модель развития и, тем самым, перейти в новую прогрессивную общественно-экономическую формацию, любое общество должно создать, в первую очередь, надстройку в виде системы научного программного управления развитием общества. Кроме этого, включить в организацию общества на равноправных основаниях противоположное эволюционное начало в виде частной собственности и капиталистического рынка - для стран с социалистической (коммунистической) ориентацией и плановое управление экономикой с передачей основных отраслей экономики в собственность государства или под управление государства - для капиталистических стран.

Очевидно, что в процессе проведения таких преобразований возможны различные варианты в создании как надстройки в управлении обществом, так и в организации планового управления экономикой и рыночных отношений, учитывающие национальные и культурно-исторические особенности различных народов и государств.

Даже монархии и религиозные государства, такие как Иран, смогут осуществить необходимые преобразования и стать современными обществами, сохранив при этом свою систему власти. Потому что эти государства уже имеют надстройки, позволяющие осуществлять полное управление обществом. Им потребуется только взять в свои руки управление переводом своих стран на новую модель развития, развив и расширив, таким образом, функции надстройки в соответствии с современными требованиями.

С момента создания в Китае новой, более совершенной модели общественно-экономической формации, центр тяжести в мировой конкуренции (соревновании) государств и народов переместился из области чисто экономического и научно-технического развития в область совершенствования организационной структуры управления обществом. Так как, имея преимущества в этой области, как показал опыт Китая, можно победить и во всех других областях.

Следует отметить при этом, что развитие организационной структуры общества находится в непосредственной связи с его духовно-нравственными и культурными основами. Поэтому создание новой организации системы управления обществом должно сопровождаться переводом современного общества на путь комплексного развития, гармонично сочетающего ускоренное развитие в материальной области с углублённым духовным и культурным возрождением и развитием народов и государств.

05.12.13

Акава Н.И.

 

Главная | О компании | Проекты | Сотрудничество | Статьи | Новости | Вопросы | Контакты |
© 2010 Интеллектуальные системы. All Rights Reserved