Продукция компании Fohow - Феникс для восстановления и поддержания здоровья и здорового долголетия
Категория
 

Китайская книга перемен И-Цзин. Расшифровка гексаграмм и комментарии.


*1* ОБЩЕЕ ВВЕДЕНИЕ К ТЕМЕ *

Китайская Книга Перемен относится к древнейшим памятникам философской мысли Востока. Одновременно она же является практическим руководством для гадания. Над тайной этой книги ломали головы многие мыслители с одной лишь целью - понять, что же скрывается за принятой в ней символикой, что является ее источником - божественные предначертания или ... козни дьявола?

В свое время и нас заинтриговала эта книга, в которой, с нашей кибернетической точки зрения можно увидеть не что иное, как ... таблицу состояний цифрового автомата!? И с этого момента мы начнем рассматривать И-Цзин уже в двух аспектах – традиционном человековедческом и кибернетическом. Кибернетическое рассмотрение здесь правомерно уже потому, что известные изобретатели цифровых автоматов и вычислительных машин, а также современные специалисты в области кибернетики, узнав об открытии принципа организации таблицы состояний цифрового автомата, а одновременно - и двоичной системы, примененной для кодирования состояний в Книге Перемен, должны были бы почтеннейшим образом снять шляпу перед авторами этой книги, тем более, что написана она была еще в середине первого тысячелетия до нашей Эры! Именно здесь мы склонны видеть основы научного (кибернетического) подхода традиционного Востока как к самому человеку, так и к организации человеческого общества. Можно сказать, что здесь находится восточный эквивалент западного метода научного познания. Именно эквивалент, так как он имеет по своей сути восточный характер и направлен на познание человека и общества, внутреннего мира человека адекватными средствами, что и является главной эволюционной задачей Востока.

И далее, в заключение и продолжение этой линии рассуждений, можно сказать, что не вызывает никакого удивления поразительный на первый взгляд прорыв Востока в области сверхсовременных информационных технологий, так как с нашей точки зрения здесь мы имеем дело с феноменом реализации огромного научного и кибернетического) потенциала (и одновременно - духовного), накопленного в течение тысячелетий культурами народов Востока, в область практической деятельности, которая, в свою очередь, была подготовлена, стала продолжением той части мирового процесса познания, которая осуществлялась усилиями народов Запада. Таким образом, она подготовлена всем духовным, научным потенциалом, технологическим и индустриальным развитием западного общества.

И что же дальше? Спросит нас заинтригованный таким поворотом дел читатель. Тайна Книги Перемен и тайна символа Святой Троицы задают нам немыслимый масштаб предопределения (программирования) судеб человечества, о чем мы и будем вести разговор далее.

*2* ПОСТОЯНСТВО И ПЕРЕМЕНЫ *

Можно сказать, что Книга Перемен - великая книга уже хотя бы потому, что она непосредственно посвящена тому, благодаря чему только и существует наш мир, то есть - переменам. Мир наш существует потому, что существуют перемены. Перемены происходят, в свою очередь потому, что есть в мире и постоянство.

Эти два начала мироздания совсем не случайно привлекали к себе пристальное внимание мыслителей древности. Ведь именно благодаря им, этим двум началам, в природе существуют женское и мужское начала. Первое - как олицетворение постоянства, второе - перемен.

Подобное этому распределение ролей мы видим и в феномене двух противоположных полюсов мировой культуры Запада и Востока. Среди них носителем стремления к постоянству является Восток, перемен - Запад.

Стремление к покою и переменам живут во всем, в том числе, и в каждом человеческом существе. Причем, в каждом конкретном случае имеет место характерный для него их баланс. Можно сказать, что носителем постоянства является некоторая сложившаяся система и структура связей между элементами, ее образующими. Однако, именно структура отношений между элементами системы служит причиной ее перемен. То есть, система сама становится причиной своих еремен. Складывающаяся в результате изменений новая система имеет, соответственно, и другую структуру отношений между элементами, которая провоцирует новые изменения и так бесконечно.

Подобные процессы, характеризующиеся взаимосвязанностью и взаимной обусловленностью перемен и постоянства и приводящие к рождению новых и разрушению старых систем, рождению новых на основе старых, и составляют поистине безграничную, безмерную картину творения Мироздания, не прекращающуюся ни на единый миг.

В одних рождающихся системах элементы, их образующие, приносятся как бы в жертву системе и переходят к коллективной организации. В других случаях, на переломных моментах своей истории, элементы сами способны становиться центрами организации новых систем и суперсистем, раскрывая при этом неисчерпаемое богатство скрытого до поры до времени огромного потенциала возможностей и свойств.

В этом непрерывном, колоссальных масштабов брожении Мироздания происходит постоянное разделение возникающих элементов на тяготеющие к постоянству и изменениям. Благодаря этому возникают условия для формирования устойчивых сред с гетерогенным элементным составом, отобранным именно по принципу сбалансированности постоянства и перемен. Такова, например, организация жизни.

На человеческом языке все эти чудовищные трансформации называют прогрессом, застоем и регрессом, объединением и распадом, мещанством, буржуазностью и интеллигентностью, эгоизмом и альтруизмом, революцией, контрреволюцией и эволюцией, имперскими традициями и демократией, любовью и ревностью, верностью и изменой, стремлением к переменам и ретроградством и так далее.

Одним из свойств элементов, относящихся к данной категории на биохимическом уровне, является киральная чистота. На геологическом уровне - возникновение всевозможного рода полюсов, на биологическом - возникновение живого вещества и разделение по полам. На социальном уровне - формирование полярных цивилизаций Востока и Запада, рождение всего многообразия культур народов Земли и т.д.

Мы не можем даже дать никакого отчета в том, каков смысл в этом на первый взгляд хаотичном гигантском брожении Мироздания. Однако, ясно, что процесс этот, хотя и очень неявно, но все же задан, можно сказать, своею начальной, отправной точкой и той целью, на достижение которой он направлен. Таким образом, имеет место предопределенность процессов брожения Вселенной, заданная на уровне свойств самой материи, т.е. первоэлементов материи, которые были рождены (или продолжают рождаться) в отправной точке, в самом начале. Эта предопределенность - в заданном, видимо, также изначально, масштабе всей системы Мироздания, которым задана, наверное, и конечная цель развивающейся системы. Если бы масштаб не был задан, то нам было бы просто некуда расти.

И здесь, видимо, не грех сказать, что существенным уточнением данной картины могло бы стать представление о том, что мир наш, наша Вселенная, которую мы способны воспринимать своими органами чувств и познавать с помощью разума, не является, по всей видимости, единственно существующей в Мироздании. Имеются многие свидетельства тому, что наша Вселенная существует параллельно с большим количеством миров, с которыми она связана посредством особого рода точек энергетических перетоков и переходов. Более того, сами человеческие существа, видимо, обладают всеми необходимыми качествами для взаимодействия с другими мирами. Но не все люди, исключая разве что единицы, способны к таким взаимодействиям.

В связи с этим, человечество, видимо, располагает следующими четырьмя вариантами будущего. Первый - полная духовная слепота, исчерпание материальных ресурсов Земли и гибель. Этот сценарий, судя по всему, человечество однажды уже проходило на этой Земле. Второй - продление существования человечества за счет переселения части людей на другие космические объекты, пригодные для жизни.

Третий - раскрытие духовного потенциала и вообще всех потенциальных возможностей людей по прямому взаимодействию с иными мирами. Прекращение губительного индустриального варианта развития, восстановление биологического потенциала Земли. Использование всего потенциала людей на открытие принципиально новых возможностей, делающих ненужными все трудоемкие и материалоёмкие виды деятельности.

Четвертый является комбинацией первых трех. Этот вариант является наиболее вероятным. Поскольку невозможно всех людей заставить исповедовать одного бога, то спасутся лишь те, у которых был правильный бог. На них-то и вся надежда. Поэтому, в целях гарантии выживания эволюционный фронт должен быть максимально широким. Таков неумолимый закон эволюции. Мы имеем основания считать, что, по всей видимости, феномен человека или человек сам по себе не менее многомерен, чем мир, в котором он живет. Иными словами, он соразмерен Мирозданию. И в этом - его особое положение и особая роль. В силу эволюционной необходимости, подготовка прорыва по одной из ветвей развития происходит за счет достижений одних и провалов других. Этот феномен может быть назван механизмом Эволюционного Колеса, которое на каждой ступени эволюции приводится в движение отдельным двигателем. Именно это является причиной того, что нас ожидает, скорее всего, четвертый вариант. Что, однако, не спасает нас от ответственности за успешное его осуществление. Ведь всегда есть опасность попасть в эволюционный тупик.

В арсенале науки, как мы знаем, также разработаны представления о стремлении тел и систем к сохранению своего состояния, оформившиеся в понятии инерции. Этой узкой точкой зрения, однако, не исчерпывается возможное богатство эволюционной пары постоянства и перемен. Ведь в Мироздании, основанном на взаимодействии этих двух начал, в процессе эволюции было выработано огромное количество специальных средств, направленных, с одной стороны, на сохранение состояния систем и тел, а с другой стороны - на их изменение. Эти средства и системы принципиально отличаются друг от друга, несводимы друг к другу. Так, как несводимы мужское и женское начала, как Восток и Запад. Они созданы не для замены одного другим, а для творческого сотрудничества и взаимодействия.

Отражением этих двух начал в культуре, мышлении и языке являются специальные средства описания статических систем и изменений, происходящих на их фоне. Человечеством выработано огромное количество способов создания статических систем, а также - динамических, производящих изменения или им способствующих.

Именно эти обстоятельства представляются нам чрезвычайно важными при выработке концепции построения кибернетической системы, обладающей самостоятельным мышлением. Как с точки зрения построения ее системы знаний, так и с точки зрения организации ее языкового центра.

Концепция гармоничного развития может быть представлена через баланс постоянства и перемен, при котором развитие системы осуществляется через раскрытие потенциальных возможностей и обогащение новым содержанием на каждом витке эволюции, а не путем разрушения её основного содержательного ядра.

*3* ПРЕДСКАЗАНИЕ СУДЬБЫ *

Здесь мы коснемся практической стороны Книги Перемен и её прямого назначения как Книги Судеб или Книги Гадания. Тайна Книги Перемен является нам здесь в двух аспектах. Первый связан с внутренней организацией гексаграмм и ограничением их числа 64 вариантами, так как по уже упомянутой нами двоичной системе их число и должно быть равно 64, ведь линий в гексаграмме шесть, а 2**6=64. Эта тайна формулируется следующим образом: что-то реальное должно стоять за такой организацией гексаграмм, иначе Книга Перемен не смогла бы выдержать свой тысячелетний экзамен. Второй аспект тайны связан с тем, какие основания имеет уверенность гадальщика в том, что предлагая клиенту сделать шесть бросков трех одинаковых монет, он получает информацию, достаточную для предсказания, для выбора одной гексаграммы из 64?

Итак, два вопроса. По нашему мнению, ответ на эти вопросы и прост и очень сложен. Мы предлагаем следующую интерпретацию гексаграмм Книги Перемен, которая очень туманно, интуитивно и неясно просматривается во всем строе этой загадочной системы, во всех комментариях к ней. Мы считаем, что в основе построения гексаграмм лежат два принципа, можно сказать, кибернетических.

Первый из них состоит в том, что всякое законченное действие, производимое человеком, организовано внутренне в виде последовательной смены внутренних состояний человека. И этот принцип явно отражен в наличии первых трех (нижних) линий гексаграмм, отвечающих за внутренний мир человека. Второй принцип состоит в том, что всякие свои действия человек осуществляет в связи с теми или иными внешними условиями и обстоятельствами, в которых он находится. Этим внешним обстоятельствам соответствуют три верхние линии гексаграмм.

Это в общих чертах. Конкретно же значение (смысл) линий гексаграмм, по нашему мнению, заключается в следующем. Всякое законченное действие, производимое человеком, может быть разделено на три основных, переходящих одно в другое состояния. Они соответствуют трем фазам решения и приведения в исполнение всех видов задач, с которыми человеку когда-либо приходится иметь дело.

Итак, фазы решения задач человеком есть та основа, которая ясно просматривается через всю недоопределенность и недосказанность системы Книги Перемен. Каковы же они? Первая фаза связана с осознанием самого существования (поиском) задачи и условий, ее сопровождающих. На второй фазе происходит поиск вариантов решения задачи. Третья фаза связана с исполнением найденного варианта решения. Ни через одну из этих трех фаз нельзя перескочить, а можно только выполнить. Находиться, однако, в них можно. И эта информация является определяющей в интерпретации той жизненной ситуации, в которой человек находится на момент гадания. Это, однако, еще не все. Вторая (верхняя) триграмма отвечает за внешнее окружение (ситуацию), в которой находится человек. И связана она с нижней (внутренней) триграммой не каким-то неопределенным образом, но вполне конкретно. А именно, трем внутренним линиям (осознание, поиск решения, исполнение) соответствуют (можно сказать, попарно - как в Книге Перемен) три внешние линии. Смысл первой внешней линии соответствует смыслу первой внутренней линии, именно, суть ее составляет деятельность по уточнению внешних обстоятельств, сопровождающих возникновение задачи. Вторая внешняя линия соответствует второй внутренней линии. Она отвечает за поиск варианта решения задачи с учетом возможностей внешнего мира, включая людей. И, наконец, смыслом третьей внешней линии является исполнение найденного решения совместно с окружающим миром и людьми.

Этим, однако, трактовка этой внешней триграммы не исчерпывается, так как три внешние линии характеризуют фазы и состояния внешнего мира не столько в зависимости от внутренних линий, сколько независимое, самостоятельное протекание процессов во внешнем мире. Поэтому совпадение значений внешних и внутренних линий при гадании указывает на удачное стечение обстоятельств или же на взаимозависимость внешних и внутренних обстоятельств, возникших вследствие активного взаимовлияния, взаимопроникновения человека во внешний мир, а внешнего - в его внутренний мир. Тогда от целенаправленных действий человека по подготовке благоприятной обстановки для осуществления своих целей, а также от своевременности и эффективности использования возникающих независимо от человека благоприятных обстоятельств, причиной которых может быть самостоятельная активность внешнего мира, и прежде всего - мира людей, окружающих человека, зависит приведение линий гексаграмм в гармоничное состояние. Результатом этого становится успешное осуществление задуманных действий. Такова, по большому счету, мораль Книги Перемен, её содержательная суть.

Такова философия Книги Перемен, а вместе с ней - и всей древней культуры Востока, так как именно Книга Перемен является наиважнейшим духовным символом восточной культуры, хранящей образ ее так называемой Духовной Матрицы. Практическое же значение ее - в ее комментариях. Ведь для того, чтобы найти точное истолкование для каждой гексаграммы из 64-х, а затем - для каждой триграммы и линий, в нее входящих, необходимо, с одной стороны, полностью вжиться (воплотиться) в соответствующую гексаграмме ситуацию, а затем дать её интерпретацию во всех деталях. То есть, дать такую характеристику состояния человека и ситуации, из которой были бы выводимы и возможные варианты развития ситуации, событий, смены фаз внутреннего и внешнего процессов. Для того же, чтобы вообще иметь возможность получения описания ситуаций, соответствующих 64-м гексаграммам, необходима предварительная их идентификация и классификация. Эта работа при отсутствии таких конкретных данных, которыми мы располагаем и предлагаем здесь для понимания и интерпретации гексаграмм, при всей существующей неясности полного описания системы И-цзин была под силу только великим мыслителям.

Поэтому процесс составления комментариев к гексаграммам и составления комментариев на комментарии должен был занимать, судя по всему, достаточно длительное время, может быть - многие столетия и даже тысячелетия. В то же время, основы всей системы были созданы, и в этом нет никаких сомнений, одним автором, великим человеком в полном смысле этого слова.

Основанием для предложенной интерпретации гексаграмм стал тот факт, что результаты независимого толкования полученных при гадании гексаграмм в соответствии с изложенной трактовкой и их толкование по классическим текстам Книги Перемен обнаружили настолько большое сходство двух систем, что у автора появилась уверенность в том, что ключ к расшифровке гексаграмм Книги Перемен наконец-то, найден. И найден, притом, самым удивительным путем. О чем речь далее.

*4* МАГИЧЕСКАЯ ТАЙНА КНИГИ ПЕРЕМЕН *

Продолжая раскрывать скрытый смысл Книги Перемен, мы излагаем здесь свою интерпретацию оснований, которые лежат в уверенности предсказателя в правильности определения номера гексаграммы через процедуру последовательного бросания трех монет одинакового достоинства шесть раз.

Именно здесь, в этих строках мы раскрываем самую большую тайну Книги Перемен. А она состоит в том, что несмотря на то, что к ней относятся как к источнику древней мудрости, знания хранящиеся в ней, являются живыми и по сей день.

Все дело здесь в том, что когда человек-клиент бросает монеты, и даже перед самой этой процедурой интеллект его (душа и разум) переходит на уровень управления судьбой, высший уровень человека, который в свою очередь, способен модулировать и модулирует всякое, любое действие, осуществляемое человеком в этом состоянии судьбы. Эти состояния судьбы и закодированы в гексаграммах.

Таким образом, простая на первый взгляд, процедура бросания монет есть не что иное, как законченное действие, совершаемое под действием судьбы от начала и до конца. А уже самого этого законченного действия достаточно для считывания (передачи) информации о жизненной ситуации, в которой человек-клиент находится на данный момент. Более того, это состояние опытный человек способен прочитать в каждом движении человека, его походке, в голосе и других способах самовыражения - практически во всех действиях человека.

На такие выводы и комментарии натолкнуло автора, опять же, удивительное совпадение состояние человека-клиента с характером гексаграмм, полученных в результате гадания. Именно эти практические проверки новой системы толкования гексаграмм Книги Перемен позволили сделать вывод о том, что с одной стороны, ключ к гексаграммам найден, а с другой - что это знание, заново открытое для людей, притом с принципиально новых позиций - знание необыкновенное, живое и чрезвычайно важное. Ведь в нем, можно сказать, открыт и закодирован всеобщий эволюционный закон развития в приложении, в данном случае, к сфере человеческих отношений.

Вышесказанное позволяет нам сделать вывод о том, что верхняя триграмма, относящаяся к вышестоящей системе (человеческому обществу и космосу) модулирует нижнюю триграмму (человека), тогда как космос в целом модулирует эти две триграммы или всю гексаграмму. В этом мы видим фундаментальные основания для астрологии, а также для новых обощений и выводов, речь о которых - далее.

*5* НАНОГРАММЫ ВМЕСТО ГЕКСАГРАММ *

Итак, удивительная картина модуляции вышестоящими системами процессов и деятельности нижестоящих на всех уровнях иерархии не только в человеческом обществе, но и в микромире и в Космосе, предстает перед нами во всей ее реальности, открывается нашему взору, проникающему в тайны Книги Премен.

Теперь, имея перед собой полную картину той системы мироздания, схема которой в виде гексаграмм в самой своей основе была верно угадана автором гексаграмм, мы имеем возможность сделать систему гексаграмм более полной, уточнив и расширив ее следующим образом.

Верхнюю триаду, отвечающую за внешний мир (совместно и за человеческое общество и за космос - природу) было бы более правильно представить двумя триадами, превратив таким образом верхнюю триаду в гексаграмму, а всю гексаграмму - в нанограмму. Тогда верхняя триада нанограммы должна отвечать за космос - природу, средняя - за человеческое общество, а самая нижняя - за человека.

При этом значениями трех новых линий должно быть:

А. Нижняя линия соответствует фазе деятельности человека по осмыслению возникшей задачи в аспекте, связанном с условиями и ограничениями со стороны природной среды;

Б. Вторая линия соответствует фазе поиска вариантов решения задачи с учетом возможностей и ограничений, накладываемых на задачу и решение природными условиями;

В. Верхняя линия соответствует фазе исполнения найденного решения с использованием и участием природных сил и возможностей.

При всем этом, хотя мы и отмечаем характер всех линий только в связи с активностью человека, мы сохраняем в полной силе положение о самопроизвольности и самостоятельности процессов, происходящих в природе. Природа точно так же способна проникать в общество и человека, как общество и человек способны проникать друг в друга и в Природу в результате своей деятельности.

Таким образом, что в виде такой тройной системы триграмм мы имеем, можно сказать, полную модель мироздания и одновременно - его эволюционный закон, сутью которого является животворящее взаимодействие трех несводимых друг к другу систем (начал): человека, общества и природы. Предназначением же человека в этой суперсистеме является организация и осуществление взаимодействия всех трех начал. Он является той главной узловой частью, в которой собственно, и происходят процессы развития космоса в самом главном их направлении, то есть процессы его самопознания.

Именно это обстоятельство является причиной того, что все три триграммы мы рассматриваем через призму активности внутренней - человеческой триграммы, не умаляя, однако, при этом роли других двух начал. Ведь при определенном стечении обстоятельств точка зрения может коренным образом измениться в пользу одного из других двух начал. Тогда все события будут рассматриваться через призму самостоятельной активности другого начала, не исключая при этом даже таких возможностей как осуществление с его стороны собственных творческих задач, включая целеполагание.

*6* ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ НАНОГРАММ *

Наличие современных экологических проблем ставит нас перед необходимостью явного включения в процессы общественного и индивидуального мышления элементов знания и целеполагания, непосредственно связанных с ограничениями, налагаемыми природными факторами на деятельность человека и общества. Именно эти современные обстоятельства мы получили возможность учесть благодаря тому, что в систему гексаграмм Книги Перемен ввели дополнительную триаду, в явном виде представляющую силы природы как самостоятельную часть Мироздания. Модель последнего образуется теперь уже тремя триадами вместо двух и имеет вид нанограммы. Таким образом мы получили полную систему моделирования или кодирования Мироздания, включающую в себя, в том числе и человека в качестве активной его части.

Конечно же, если бы природа не присутствовала в реальном мире и, как следствие, в реальном мышлении человека, то во включении её в модель не было бы никакой необходимости. Однако, она существует - и мы отдаем ей должное, переводя интуитивное ощущение присутствия ее во всех наших делах в полноправную часть нашей мыследеятельности. И не столько индивидуальной - ведь без неё никто из нас лично никогда и не мыслил свое существование, сколько необходимой частью социальных процессов мышления и деятельности.

*7* ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРЕХОДА ОБЩЕСТВА НА КАЧЕСТВЕННО НОВЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ *

В начале уже было сказано несколько слов о кибернетическом смысле системы И-Цзин. Однако лишь в смысле таблицы состояний цифрового автомата. Возможности же ее гораздо шире. Как это следует из вышеизложенного, система Книги Перемен и предложенное нами ее расширение есть не что иное, как модель организации мышления. Причем в данном случае, мы имеем дело с полной моделью мышления, применимой как к отдельному человеку, так и к обществу в целом. В ней присутствуют все главные участники процессов развития, выделены фазы возможных их внутренних состояний, в которых они могут находиться. Сочетанием всех возможных комбинаций состояний каждого из участников определяется ситуация, в которой может находиться на момент анализа человек, природа или общество в целом. Число возможных комбинаций в расширенной модели равно уже не 64 как в первоначальной системе И-Цзин, а 512.

Полученная модель позволяет научно поставить вопрос о разработке и повсеместном использовании специальной технологии управления процессами социального мышления и развитием общества, о создании тотальной (массовой) культуры мышления и деятельности человеческого общества. Нет никаких сомнений в том, что такими мерами может быть ускорен переход человеческого общества на качественно новый уровень развития.

Мы имеем ввиду переход от архаически сложившихся варварских традиций управления обществом, несущих на себе уродливые родовые пятна борьбы за обладание властью во что бы то ни стало, к гуманным и разумным формам самоорганизации общества. Они должны более не подчиняться законам примитивной борьбы за власть, выводящей на первый план низменные инстинкты человека, но отвечать более фундаментальным реалиям нашего бытия, а именно - соответствовать гуманной человеческой природе, имеющей в самой своей основе созидательный и творческий характер, и быть в гармонии с Природой. Ведь до сих пор мы живем, и это надо признать как горькую истину, по звериным законам в полном смысле этого слова. Не осознав этот факт как трагедию и причину бессмысленности нашей истории, мы будем обречены повторить ее, ничуть не изменив ее и не улучшив, будем вынуждены продолжать слепо и безнадежно следовать бесчеловечным традициям, доставшимся нам в наследство - нет, не от наших предков - людей, а прямо из звериного царства.

Имея ввиду вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что до тех пор, пока человечество, в своей здоровой основе живущее надеждами на лучшее будущее, не осознает во всей чудовищной глубине этот страшный факт, оно не сможет избавиться от сопровождающей его рождение звериной плаценты.

Будущее человечества, если оно хочет быть именно человечеством, а не чем-то другим, находится на прямом пути разума и добра, на пути созидания и согласия, который становится сейчас особенно ясен. Ведь именно о поисках такого пути говорили своими делами и даже своими жизнями в духовной и практической деятельности, через искусство лучшие из людей, лучшие умы человечества.

Если мы начнем понимать весь ужас своего положения и отдавать отчет себе в том, в какой пропасти мы находимся, то может быть, для нас не все ещё потеряно.

*8* ТРОИЧНОСТЬ НАНОГРАММ И ХРИСТИАНСКАЯ ТРОИЦА *

Здесь мы предлагаем читателю удивительный факт совпадения структуры расширенных гексаграмм и христианской Святой Троицы в нашей интерпретации.

Ведь Троица, духовный символ христианской культуры, как и гексаграммы Востока, является духовным символом мирового масштаба, Духовной Матрицей культуры Запада.

В нашей интерпретации Троицы Бог-Отец соответствует Космосу-Природе, Бог-Сын - человеку, а Дух Святой - обществу в идеальном смысле, как целям, к достижению которых они должны стремиться. Такой взгляд позволяет нам, во-первых, установить единственность той реальности, отражением которой являются духовные символы как Запада, так и Востока. Во-вторых, мы можем констатировать практически полное совпадение структур этих духовных символов.

В расширенной гексаграмме изменения происходят одновременно в трех проекциях - в человеке, обществе и природе. Но именно так характеризуется нераздельность Святой Троицы: совершающееся одним лицом совершается всеми тремя.

Далее, модель гексаграмм - это модель, устремленная к достижению гармонии между всеми частями мирового процесса, даже с уточнениями технологии ее достижения. Но Троица - тоже символ гармонии трех Лиц и трех Начал Мироздания.

Таким образом, оба духовных символа служат примирению и сотрудничеству человека с Природой и обществом, выполняя при этом функцию предопределения, программирования процессов развития культур Востока и Запада, программирования и мировоззрения людей, реализующих задачи двух разных цивилизаций.

Тайна этих великих духовных символов и то же время их сила, по нашему мнению, состоит в гармонии трех объединяемых ими начал мироздания, особенно же - в способах ее достижения. Ведь гармонию можно рассматривать как примирение или согласие с отведенной ролью, а совсем не как равенство. Необходимым условием гармонии в этом случае является соответствие ролей участников взаимодействия их внутренней предрасположенности. Наверное, в этом и состоит сокровенный смысл гармонии как пути примирения и согласия, приоткрывающий нам тайну духовных символов.

Большое сходство двух духовных символов не означает, однако, их полного совпадения. Ведь тогда они не могли бы играть роль полюсов и привести к возникновению двух прямо противоположных культур в мировой цивилизации. Однако, это случилось.

Разница между ними, безусловно, состоит в характере отношений между тремя входящими в них началами, при общем утверждении об их гармонии. Расстановкой приоритетов между ними и определяется принципиальная разница, существующая между культурами Востока и Запада.

В триаде Востока доминирующим и безусловно руководящим является идущее от космоса-природы начало. Общество и человек ему подчинены. Человек же в такой системе находится в двойном подчинении - обществу и природе. Казалось бы, плохо для человека, но очень рационально, так как в процессах решения всех проблем человек Востока должен безусловно учитывать природный и общественный аспекты деятельности в качестве решающих. Он не имеет право на эгоизм. Здесь можно вспомнить об иррациональности Востока с точки зрения Западной культуры - для того, чтобы понять, что она - несостоятельна.

В триаде Запада безусловно доминирующим является человеческое начало, которому подчинены и общество и природа. Такое положение очень выгодно для проявления человеческого духа во всей его силе, но и очень плохо - для природы, находящейся в подчиненном положении по отношению к двум другим началам триады - человеку и обществу. В этой ситуации человек вполне может позволить себе эгоизм. Даже ... в ущерб себе!?

Из сопоставления взаимных ролей составных частей духовных символов Востока и Запада могут быть выведены все главные черты их культур, а также главные качества людей, к ним принадлежащих, являющихся живым воплощением этих духовных символов. Противоположная направленность двух главных духовных символов мировой культуры воплощается в общих и конкретных целях, во всех особенностях элементов культур Востока и Запада, возникающих в поле их действия.

Уровень духовных символов Запада и Востока - это высший уровень, на котором программируется весь механизм, процессы и направленность мирового развития. Кроме того, можно наконец, прямо высказать вытекающий из изложенного выше и становящийся уже очевидным тот факт, что судьбы человеческой культуры, развивающейся на теле космического сверхсущества планеты предопределяются свойствами и, может быть, целями этого космического сверхсущества.

Каким образом? Энергетические поля нашей планеты, имеющие полюсную организацию, активно канализируются через человеческую культуру, предопределяя таким образом структуру и направленность развития всего культурного поля Земли.

*9* ОРГАНИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА *

В качестве свидетельств, подтверждающих нашу точку зрения на гексаграммы и Книгу Перемен, мы приведем здесь следующие строки из трактата Чжоу Ляньси цзи "Тай цзи ту шо" (Объяснение чертежа Великого предела) (по: В.Е.Еремеев, "Чертеж антропокосмоса", М.: АСМ, 1993, С.14):

"Беспредельное, а затем - Великий предел!

Великий предел приходит в движение, и порождается ЯН. Движение доходит до предела, и наступает покой. В покое рождается ИНЬ. Покой доходит до предела, и снова наступает движение. Так, то движение, то покой являются корнем друг друга.

Разделяются ИНЬ и ЯН - поэтому устанавливаются два образа. ЯН превращает, ИНЬ соединяет - происходит рождение воды, огня, дерева, металла, почвы. Пять пневм распространяются в должном порядке - четыре времени совершают свой ход.

Но пять стихий - это только ИНЬ и ЯН, ИНЬ и ЯН - это только Великий предел, а Великий предел коренится в Беспредельном!

Когда пять стихий рождаются, каждая наделяется своей природой.

Истинное в Беспредельном, эссенции двух и пяти таинственным образом соединяются, и происходит затвердевание.

Небесное ДАО устанавливает мужское, земное Дао устанавливает женское. Две пневмы взаимно возбуждаются и производят 10 тысяч вещей. 10 тысяч вещей рождаются и рождаются, и превращениям нет конца.

Только человек приобретает все это в совершенстве и наиболее одухотворен. Его тело оформляется, дух начинает познавать, пять природ приходят в движение, добро и зло разделяются - возникают 10 тысяч дел.

... О, как велики "Перемены"! В этом их совершенство!"

Какой вид приобретают эти 10 тысяч дел в современном обществе? Выше упоминавшееся "Эволюционное колесо" в человеческом обществе образуется пятью эволюционно значимыми компонентами. По животворящим свойствам они подобны пяти вышеназванным стихиям. Это - духовная компонента, представленная религией и светской культурой; государство, право и политика; вооруженные силы; экономика и территория государства со всеми ее природными и климатическими условиями. Каждая из этих компонент имеет присущие только ей законы развития и представлена самостоятельными структурами в обществе.

Так, духовная компонента традиционно существует в рамках церкви, которая продемонстрировала свою жизнеспособность и необходимость именно в качестве нравственного начала человечества, без которого само его существование было бы невозможным.

В рамках института государства регламентируются правовые нормы взаимодействия людей, и в этом - его главная функция. В его рамках организуется также политическая деятельность, которая необходима как инструмент настройки общества на постоянно меняющуюся эволюционную ситуацию.

Экономика является не чем иным, как основным механизмом и инструментом осуществления материальных эволюционных процессов развития и организации сотрудничества в человеческом общества.

Вооруженные силы необходимы как инструмент защиты независимости и территориальной целостности государства. В конечном счете, именно военная сила и экономическая мощь - это два главных фактора, на которых строится самостоятельность государств в нашем диком мире.

Пятой компонентой эволюционной структуры общества является земля и природа, являющиеся первичным источником жизни как для людей, так и государства и всех других структур человеческого общества.

Никакая из перечисленных компонент не имеет право брать на себя исполнение эволюционной роли какой-либо другой. Нормальное развитие общества возможно лишь при условии полноценного формирования этих пяти компонент и обеспечения эффективных форм их взаимодействия и сотрудничества. Именно в этом и состоит по настоящему научный подход к организации гуманного общества, способного к прогрессу - на уважении законных прав людей, прежде всего, и гарантиях свободы эволюционной активности всех пяти компонент структуры современного общества, прав свободного предпринимательства, частной собственности, свободы слова и права на информацию, прав граждан на создание своих организаций, всего богатства эволюционных форм гражданского общества.

И здесь очень важно понимать, что так же, как в структуре биосферы Земли существуют формы и взаимосвязи, складывавшиеся миллионы лет, и только благодаря им всем биосфера Земли такая благоприятная для жизни, так и человеческое общество есть структура подобной эволюционной природы, складывающаяся тысячелетиями, а человек такой разумный только благодаря тысячам нитей, связывающим его с накопленной и воспроизводимой в обществе культурой и знаниями.

Сложнейшие отношения собственности, в которых воплощаются, фиксируются эволюционные формы культуры и знания, - их богатство - является величайшим достижением человечества, живым и постоянно растущим, благодаря развитию и усложнению, телом эволюционирующей культуры человечества, основой существования современной цивилизации.

Каждая нация завоевывает себе право на жизнь тем, что создает уникальный, не похожий на другие комплекс знаний, опыта и обычаев, который в форме национальной культуры обладает необходимыми для развития эволюционным богатством и эволюционной активностью. Таким путем создаются условия, необходимые для осуществления процессов мыследеятельности как отдельных людей, так и нации в целом.

В условиях огромной сложности и взаимосвязанности структур человеческой культуры при различного рода социальных преобразованиях очень велика опасность нарушения ее животворящих эволюционных связей. Поэтому в этой сфере особенно недопустимо применение методов строительства "на пустом месте", нарушающих сложившиеся эволюционные связи. Здесь необходимо не строительства, а выращивание эволюционных структур, гармонично встраивающихся в богатый ансамбль национальной и общечеловеческой культур. Не существует интернациональной культуры - существует только плодотворное взаимодействие и взаимообогащение самостоятельных национальных культур.

*10* РОЛЬ БАРЬЕРА НА ПУТИ РАЗВИТИЯ *

Крупнейший исследователь И-Цзин Ю.К.Щуцкий в своей докторской диссертации, которая называется "Китайская классическая "Книга Перемен" (Москва, Издательство Восточной Литературы, 1960), осуществил титаническую работу по переводу, анализу и интерпретации текстов Книги Перемен.

В качестве одного из аргументов в пользу изложенной нами интерпретации гексаграмм, мы приводим здесь его взгляд на эту проблему в виде цитаты со страниц 146 и 146 его фундаментального труда:

"1. Каждая гексаграмма представляет собою символ той или иной жизненной ситуации, которая развертывается во времени. Каждый афоризм при гексаграмме представляет собою краткую характеристику этой ситуации в основном и в целом."

"2. ...афоризмы при отдельных чертах повествуют о последовательном развитии ситуации. При этом первая позиция характеризует лишь самое начало данного процесса, когда он еще не выявлен со всей типичностью его. Вторая позиция характеризует апогей внутреннего развития данной ситуации так же, как пятая позиция - максимальное раскрытие его вовне. Третья позиция характеризует момент кризиса, перехода от внутреннего к внешнему. Поэтому, если прочитать подряд все афоризмы третьих позиций, то, несмотря на весь встречающийся иногда лаконизм их, выступает их общая черта - опасность положения. Например: "Ожидание в тине. Близится приход разбойников" (гекс.5). "В войске может быть воз трупов. Несчастье (гекс.7). "И кривой может видеть! И хромой может наступать! Но если наступишь на хвост тигра, так что он укусит тебя, то будет несчастье. Воин все же действует ради великого государя" (гекс.10). "Стропила прогибаются. Несчастье" (гекс.28). "Связанному беглецу будет болезнь и опасность. Держащему слуг и служанок - счастье" (гекс.33). и т.д., и т.п. Четвертая позиция характеризует начало проявления данного процесса вовне. Поэтому она столь мало типична, сколь и первая. Однако, на ней сказывается благотворное влияние приближающейся пятой позиции. Поэтому и афоризмы четвертой позиции не так мрачны, как предыдущие. Пятая позиция уже указана в связи со второй. Шестая же позиция представляет собой завершение или переразвитие процесса данной ситуации, в котором она или теряет свою типичность, или превращается в свою противоположность. Последнее особенно характерно выражено в гексаграммах 11 и 12."

Наши комментарии к этому тексту могут быть следующими. Представленный в этом описании гексаграмм характер развития ситуации очень похож на преодоление барьера на пути развития любой системы. Причем, способом преодоления барьера для человека является не что иное, как осознание возникшей перед ним задачи, проблемы (первая линия), с последующим поиском варианта её решения (вторая линия) и осуществлением найденного решения задачи (третья линия). Апогеем активности и напряженности процесса преодоления барьера является, безусловно, второй этап (линия), так как именно здесь человек задействует все имеющиеся в его распоряжении интеллектуальные и другие возможности, все богатство ассоциативного мышления в целях поиска решения возникшей перед ним задачи. На третьей стадии, связанной с осуществлением решения уже нет такой активности. Она и не нужна, но нужна осторожность.

Таким образом, мы находим естественное объяснение или даже параллельную интерпретацию первой триады гексаграммы. Трактовка второй триады может быть произведена на основании парного взаимно однозначного соответствия одноименных линий первой и второй триады. Дело здесь состоит в том, что фазы внутреннего процесса решения задачи (преодоления барьера) осуществляются не автономно, в отрыве от окружающего мира, но в тесном взаимодействии с ним. Поэтому внутренние процессы осознания, решения и исполнения осуществляются одновременно и совместно с исследованием ограничений, условий и возможностей, которыми обладает внешний мир, и которые существенным образом влияют на решение задачи.

Продолжая параллель с трактовкой Ю.К.Щуцкого, отметим, что на шестой линии гексаграммы ситуация и должна терять свою характерность, так как в процессе осуществления найденного решения происходит разрешение старой ситуации с трансформацией её в новую. Таким образом, в результате разрешения проблемы, действие старой ситуации прекращается, и вступает в силу новая ситуация с новыми причинами, обстоятельствами и возможностями. *11* ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ *

В этом разделе мы расскажем о закономерностях эволюции системы, образованной тремя стихиями. Таковой является, например, система человек-общество-природа. Развитие подобных систем, как мы об этом уже говорили выше, происходит по принципу эволюционного колеса. То есть, инициатива в процессах развития такой системы постоянно и время от времени переходит от одной компоненты, её образующей, к другой в определенной последовательности (рис.1). По рисунку отметим следующий важный момент: на конечной стадии - на третьей - мы видим, что первоначально ведущая компонента оказывается в самой нижней позиции, самая нижняя оказывается ведущей, а средняя - снова оказывается на своем месте.

В данном случае можно сказать даже больше. На каждом эволюционном шаге развивающаяся система решает задачу своего приспособления к окружающему миру, а механизм и последовательность решения задач, описанные выше, являются одинаковыми как для человека, так и для природных систем. Характерно, что когда очередная компонента системы перехватывает инициативу у предшествующей компоненты, происходит так называемая "перестройка" системы с сопутствующей ей частичной деградацией и последующим переходом на более высокий уровень развития. Переход на более высокий уровень происходит лишь тогда, когда происходит обоснованная передача эволюционной инициативы, идущая от внутренних потребностей развития системы. Если это не так, то фаза деградации системы заканчивается не переходом её на более высокий уровень развития, а гибелью. Это происходит в случаях, связанных с насильственным захватом эволюционной инициативы. Именно этот эффект имеет место в так называемых "революциях".

Интересно отметить, что описанная закономерность соответствует самой сути процессов, скрытых за гексаграммами, что дает нам возможность заглянуть в необозримую глубину процессов эволюции Мироздания. В связи с этим можно сказать, что гексаграммы Книги Перемен являются хоть и гениальным, но все же только наброском к этой картине.

*12* ЗЕМНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ *

Вершиной в иерархии эволюционных объектов человеческой культуры является духовный образ и духовное существо человечества. Духовное существо человечества является целостным эволюционным объектом и имеет свою целесообразную организацию. Оно воплощает в себе, с одной стороны, географическое и геологическое разнообразие районов земной поверхности, что отражается в различиях темперамента и элементов культуры народов, их населяющих, а также, главное, в нормах, определяющих границы между мыслимым и возможным в каждом обществе. С другой стороны, оно имеет организацию в виде дипольной структуры, развивающейся и усложняющейся, полюсами которой являются цивилизации Запада и Востока. Системой норм каждой из культур определяются их вектора, по которым, как по магнитам, ориентируются вдоль силовых линий диполя мировой культуры культуры отдельных народов и образуют, таким образом, целостную структуру мировой цивилизации.

В таком контексте становится объяснимой противоположность направлений развития культур Запада и Востока. И состоит она в следующем. Первоначально восточное сознание, личность восточного человека растворены в космосе - дао, тогда как западный человек изначально - полностью самостоятельная личность. Отсюда естественно, что задачей восточного человека, в соответствии с исходной позицией, а вместе с ним, и всей восточной культуры, является самопознание личности в последовательности космос - общество - личность. Это означает направленное на познание духовного мира развитие культуры Востока через познание взаимосвязей человека с космосом и Богом (высшие духовные образы), далее - связей человека с обществом, к самосознанию личности на третьей стадии, целью которой являются первые две сверхзадачи. Вехами, отмечающими эти три стадии, стали философские системы дао (космос), Конфуция (общество) и Будды (личность). Таким образом, задачей восточной культуры является реализация целей космоса (Бога) через общество и личность.

Основным направлением познания на Западе, в соответствии с исходной позицией западного человека, стало постижение возможностей окружающего мира, необходимых для его самореализации. Поэтому развитие западной культуры шло от философии и культуры древних греков и римлян - эллинистической культуры (личность), через римское право (общество) к христианству (космос, Бог). Поэтому задачей западной культуры является реализация целей личности через общество и космос. И если принципом восточной культуры является следование естественным процессам развития космоса, то принципом западной использование их в целях человеческого познания и развития.

История земной цивилизации в рамках дипольной структуры сводится к накоплению напряжения между ее полюсами и периодическими сбросами его в процессах передачи и восприятия недостающего, но необходимого для дальнейшего развития знания от цивилизации Запада на Восток и наоборот. Это говорит о дополнительности этих двух полюсов, развитие каждого из которых невозможно без другого.

Передача духовного знания Востока на Запад происходила, начиная с рождения западной цивилизации в Древней Греции, далее – в виде христианской религии, затем - в результате проигрыша Западом духовной битвы и переворота восточного толка в России и Восточной Европе. Сильная в личностном и технологическом отношении цивилизация Запада, в свою очередь, поставила Восток перед необходимостью обожествления научного и технологического знания, восприятия идеи правовой демократии в обществе. Это - буржуазная революция Мэйдзи в Японии, начало ее технологического развития, следующий шаг - восприятие демократии в устройстве общества и перехват у Запада инициативы технологического и информационного развития.

Сложнейшую картину развития мировой цивилизации можно показать с помощью трехкомпонентного эволюционного колеса, описанного в предыдущем разделе (рис.2). На этот раз в качестве двух начал, образующих полюса системы мы возьмем всю планету Земля, или ее сущность как Природы и человека, или его сущность. Содержание эволюции на Земле определяется взаимодействием именно этих двух начал. Промежуточную и вспомогательную роль при этом играет общество как средство их взаимодействия, с одной стороны, и как способ организации мышления этой трехкомпонентной сверхсистемы - с другой. На первой стадии её развития происходит формирование восточной цивилизации, причем, поэтапно. Сначала под знаком превосходства природы формируется целеполагание системы (дао), затем создаются общественные структуры, адекватные целеполаганию (конфуцианство) и, наконец, формируется стратегия личности (буддизм), осуществляющей поставленные космосом-природой цели. На этом формирование восточной цивилизации заканчивается. Однако, как мы можем видеть из рисунка, заканчивается она на фазе, характеризуемой активной, инициативной позицией человека. Здесь, в этой точке человеческая сущность, сопротивляясь двойному насилию со стороны природы и общества, получает, наконец, возможность перехватить инициативу, что она и делает. Так начинается процесс формирования цивилизации Запада, основанной на приоритете человеческих ценностей над природой и обществом. На первом этапе формируется мировоззрение свободного человека (Древняя Греция).

Затем формируется общество и законы, лежащие в его основе (Древний Рим). Это общество строится на основе безусловного приоритета человеческих ценностей перед двумя другими. Наконец, происходит выработка мировоззрения людей на уровне космоса-природы и связанное с этим этапом возникновение христианства. Процесс догматизации, начавшийся со Святой Троицы, пройдя все сферы человеческой и церковной жизни, выходит на познание Слова Божия в природе. При этом утверждается, что Слово нам дано как в виде Священного Писания, так и в виде Книги Природы. Таким образом, познание природы приравнивается к познанию Слова Божия.

Затем этот процесс выделяется в самостоятельный процесс научного познания, следствием которого со временем становится создание индустриального общества и научно-технический прогресс. Происходит насилие над Природой, сопровождающееся её разрушением. Это всё - на третьем этапе. Природа, со своей стороны, уже не может терпеть насилия со стороны человека и берет инициативу развития в свои руки, поскольку именно в этот момент природная компонента находится в верхней, инициативной позиции. Начинается новая эпоха в развитии земной цивилизации под знаком приоритета природных ценностей. Возникающие при зтом экологические движения и мышление есть ни что иное, как попытки людей и человеческого общества в целом осознать направление, по которому несет теперь его эволюционный процесс системы космических масштабов.

В изменившейся ситуации Запад утрачивает инициативу в процессах мирового развития в пользу Востока по той причине, что именно восточная цивилизация в самой своей основе имеет "экологичную" систему ценностей, отвечающую современным требованиям. Началом внешнего проявления процессов перехвата эволюционной инициативы Востоком, как это мы уже отмечали, является духовная по беда Востока над Западом, следствием которой стала революция 1917 года в России и все последовавшие за ней события.

В заключение отметим, что интервалы времени, отделяющие один момент перехода инициативы от другого, уменьшаются по экспоненте. Если первый период, связанный со становлением восточной цивилизации, равен приблизительно 30 тыс.лет, то второй - возникновения западной цивилизации - равен около 3 тыс.лет. Поэтому очередная смена эволюционной инициативы между Востоком, представляющим природное начало, и Западом, представляющим человеческое начало, должна произойти где-то через 250-300 лет. В это же время человечество должно осуществить переход к единой общепланетарной системе управления, основанной на уважении эволюционных прав (ролей) всех народов Земли без исключения.

*13* СТРУКТУРА МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ *

В этом разделе мы излагаем наш взгляд на формирование структуры мировой цивилизации как на процесс наперед заданный, предопределенный, предначертанный.

Дело здесь состоит в том, что на настоящий момент мы имеем на Земном шаре, в его культурном поле, две противоположные по построению цивилизации Востока и Запада, как бы два полюса, вдоль силовых линий культур которых ориентируются уже культуры всех других народов Земли. Обе эти цивилизации противоположны по построению не только с точки зрения структуры личности людей, их составляющих, но и с точки зрения исторической последовательности формирования, созревания их культур. В силу этих же причин, они имеют и противоположные направления познавательной деятельности.

На Востоке главные усилия творческой деятельности человеческого духа направлены в область внутреннего, духовного мира человека, а на Западе, по преимуществу - на познание внешнего, естественного мира Природы. На Востоке историческая последовательность формирования культуры может быть представлена триадой космос (даосизм) - общество (конфуцианство) - человек (буддизм).

На Западе же эта триада повторяется, но в обратной последовательности, то есть: личность (греческая философия), общество (Римское право), космос (христианство). Таким образом, мы имеем на Востоке, через культуру Востока и через личность восточного человека реализацию задач космоса, так как в начале триады Востока стоит безличный космос, а буддизм представляет собой способ осознания и осуществления человеком задач космоса. В западной же культуре мы имеем способ реализации задач личности через общество и космос. Не случайно поэтому Бог в христианстве является творческой сверхличностью. В силу этих обстоятельств, Восток может быть назван душой космического разума планеты, роль которого, в свою очередь, играет Запад.

Таким образом, мы имеем космическое духовное существо человеческой цивилизации планеты, состоящее из личностного духовного существа и космического. В этом феномене мы имеем первую ступень планетарного процесса дифференциации культурного поля Земли по принципу стремления к переменам и к постоянству. Из изначально единого целого рождаются две культуры, олицетворяющие собой стремление к постоянству (Восток) и к переменам (Запад).

Теперь мы можем дать следующую интерпретацию развитию культуры народов Земли как единого духовного целого. В начале времен существования человека на Земле он строил свою культуру, исходя из принципа подчинения природным стихиям. Постепенное накопление культуры привело к принципиальной возможности для человека изменить характер этих отношений на противоположный, при котором утверждался приоритет человека над природой, отступление и покорность человека перед силами природы заменялись на обратный процесс наступления на нее. Отсюда, можно сказать, что первая фаза этого космического процесса соответствует возникновению и формированию культуры Востока, тогда как вторая - становлению культуры Запада. Обе сформировавшиеся в этом процессе культуры, со временем, приобрели самостоятельное значение и стали существовать одновременно, находясь друг с другом в состоянии непрерывного диалога. Благодаря этому, человечество в целом может осуществлять по отношению к Природе обе из двух упомянутых выше стратегий. Это является особенно важным в наше время, когда антропоцентризм, лежащий в основе отношения западного мира к Природе стал причиной надвигающегося глобального экологического кризиса.

В результате осуществления второй ступени дифференциации культурного поля Земли произошло вторичное разделение уже внутри каждой из двух возникших цивилизаций. А именно, если глубже всмотреться в организацию духовных существ Западной и Восточной цивилизаций, мы можем увидеть, что каждое из них, в свою очередь, состоит из души и разума, роль которых на Западе выполняют, соответственно, Россия и Центральная Европа, а на Востоке - Индия и Китай, с одной стороны, и Япония - с другой. Таким образом, мы выделяем на Земном шаре не просто полюса мировой цивилизации, но полюса, имеющие определенную организацию. Культуры и народы, осуществляющие миссию души Запада (Россия) и души Востока (Индия и Китай), осуществляют познание и строительство своих культур на основе целостного мировосприятия, тогда как культуры, которые несут на себе миссию разума Запада (Германия, Центральная Европа) и разума Востока (Япония), строят свои культуры путем отрыва от целостного мировосприятия, которое приносится в жертву разумной целесообразности и логической ясности отвоеванного у Природы пусть небольшого, но надежного мира. Такая общность разума Востока и разума Запада говорит о том, что не случайно, видимо, они первоначально зародились в условиях островных государств, требующих активной и непрерывной борьбы со стихией, приобретения знаний и навыков подчинения стихии человеческой воле, что само по себе, как образ действия, легло в основание создававшихся культур этих народов.

Первыми, однако, на Земле появляются культуры народов, представляющих души Востока и Запада, от которых впоследствии происходит отделение культур и народов, представляющих разум. Так было на Западе, когда от православной духовной традиции, возглавлявшейся Византией, произошло отпадение молодых тогда еще народов Центральной Европы одновременно с утверждением среди них католического (латинского) вероисповедания христианства. Так было и на Востоке, когда культурные и духовные достижения Индии и Китая заимствовались и приобретали более рационалистические формы в условиях островной Японии.

О предопределенности формирования основных органов духовного существа человечества можно, в данном случае, говорить в трех аспектах. Во-первых, заметим, что географически души и разумы Востока и Запада расположились очень оправданно. А именно: души обеих цивилизаций, как наиболее гуманные и менее воинственные, расположились в непосредственной близости друг от друга, тогда как более агрессивные разумы находятся на максимальном удалении. Во-вторых, необыкновенно интересно наличие буферных культур народов, расположенных в зонах стыковки, само существование которых подтверждает излагаемую нами концепцию.

Положение на границе между душой Запада и его разумом, а географически - между Россией и Германией занимает Польша, народ которой имеет душу славянскую, но с привитой к ней католической религией, являющейся неотъемлемой принадлежностью разума Запада. Отсюда - высокая трагичность польской культуры, передающей состояние славянской души, роковым образом чувствующей потерю своей целостности в пользу рациональности. Второе сочленение подобного рода, но уже между Востоком и Западом в целом, мы имеем в виде мусульманской культуры, в которой души народов восточного происхождения восприняли вариант западной христианской религии. Здесь мы имеем уже более трагичное мироощущение, даже чем в Польше. В этом мы видим, в определенной степени, сходство судеб польского народа и народов мусульманского Востока.

К этой же категории пограничных культур относится культура и судьба народа Кореи, находящегося в пограничной зоне между душой Востока (Китаем) и его разумом (Японией).

Можно сказать, что своими страданиями эти три вышеназванные культуры расплачиваются за все грехи и отсутствие взаимопонимания как между Востоком и Западом в целом, так и внутри них, уже между их душами и разумами.

В третьих, чрезвычайно важным является тот факт, что весь Евразийский материк, начиная с его формы, размеров и естественных границ и кончая наличием у него островов, как бы специально создан для размещения на нем всех органов духовного существа человечества. В то же время, Американский континент и Африка являются лишь вспомогательными, играющими частную роль в формировании человеческой цивилизации. Первый - как баланс, выполняющий ведущую роль в случаях сильных разрушительных процессов на Евразийском материке, приводящих к временной потере его дееспособности. Вторая - как энергетический источник.

Душа Запада не случайно переместилась из Византии в Россию, так как близкое соседство ее с разумом - Центральной Европой - было слишком опасным как для одной, так и для другой стороны. В процессе размежевания сложились подозрительные отношения между ними, тогда как генетически и в соответствии с их взаимными ролями они составляют неразделимое целое западной цивилизации и представляют высокое личностное начало в процессах развития мировой цивилизации. Понимание этих обстоятельств должно, со временем, привести к такому их согласию и сотрудничеству, при котором разум (Европа) смог бы выполнять свой долг по отношению к своей душе и стремился бы к содержанию её в благополучном состоянии, тогда и душа имела бы возможность к исполнению своего долга по отношению к разуму в виде облагораживающего и гармонизирующего влияния на него.

Далее, интересно отметить, что на всем протяжении истории происходит диалог между культурами Востока и Запада. Однако, душа говорит с душою и разум - с разумом. Так, духовная культура Востока через христианство была передана душе Запада, а достижения разума Запада в виде его научных и технологических достижений передаются в настоящее время разуму Востока - Японии. Одновременно с этими главными процессами происходят диалоги на всех уровнях организации мировой цивилизации, между всеми культурами и народами, ее составляющими.

Возможно, теперь, когда станут известны описанные в настоящей работе крупные очертания структуры мировой цивилизации, будет принципиально возможным формирование более разумных отношений между всеми названными частями единого процесса мирового развития, которые основывались бы на понимании особенностей и задач, осуществляемых каждой из его частей, и имели бы своей целью придание гуманистического и созидательного характера процессам мирового развития. Очевидно, что осуществление таких отношений, в высшей степени соответствующих структуре процессов мирового развития, станет возможным лишь при условии создания целой системы объединений стран, соответствующих структуре мировой цивилизации и представляющих, соответственно, Разум Запада, Душу Запада и Объединенный Запад, далее - Разум Востока, Душу Востока и Объединенный Восток, а также объединенные Души Запада и Востока, Объединенные Разумы Запада и Востока.

Представляется возможным также объединение стран, соответствующих буферным зонам между Востоком и Западом, а также между душами и разумами Востока и Запада. Необходима и сверхорганизация Востока с Западом в целом. Предлагая такой подход к организации процессов развития мировой цивилизации, мы исходим из убеждения в том, что для каждого из названных мировых объединений найдутся жизненно важные предметы для сотрудничества, развитие отношений по поводу которых позволит сначала снизить конфликтность процессов мирового развития, а впоследствии полностью придать им характер мирного, взаимовыгодного сотрудничества, в основе которого должно лежать признание незаменимости и бесценности для самого существования процессов мирового развития участия в них всех стран и народов мира на равных для всех основаниях.

Имея в виду вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что в существовании описанной структуры мировой цивилизации мы видим глубинные основания для русской философии всеединства, главная идея которой состоит в утверждении первичности, истинности целого - всего космоса с человечеством, тогда как частные истины верны постольку, поскольку они являются частью истины целого. Такие представления находятся в органичном согласии с культурой России, призванием которой является роль познающей мировой сверхличности, осуществляющей целостное познание мира, а также свое самопознание. Разум же, в данном случае, то есть Европа, играет необходимую, но вспомогательную роль в том смысле, что целостное мироощущение в цивилизации Запада идет именно от души Запада - России, а не от разума.

Видимо, Европе может показаться несколько непривычным, что роль души её выполняет русский народ, да и находящийся в настоящий момент в материальном плане в более худших условиях, чем сама Европа. Следует, однако, отдавать себе отчет в том, что в свое время Европа была непосредственно причастна к уничтожению блистательной цивилизации Византии, ну а душа Запада вынужденно переместилась и воплотилась в культуре русского народа. Что же касается состояния России, то по этому поводу можно сказать, что каков разум (Европа), то есть, насколько он отдает себе отчет в том, что творит, насколько нравственными являются его деяния, в таком состоянии и находится его душа (Россия).

В заключение можно сказать, что если прошлого не переделать, то о нашем общем будущем хорошо бы и позаботиться, тем более, что пeрспективы для этого, как мы теперь видим, имеются. А именно, и разуму, и душе Запада следует сильно задуматься над тем, насколько достойно их историческое партнерство в таких значительных процессах, как процессы мирового развития, а также подумать о том, как перевести их партнерство - нелюбовь в состояние партнерства - любви. При этом Европе следует отдавать себе полный отчет в том, что душа - Россия нуждается не столько в переделке ее на европейский лад, сколько в облагораживании, притом - путем внутреннего ее очищения и преображения. Помощь же разума - Европы в этом деле ей должна бы быть больше сострадательной и моральной, а также - технической и экономической.

*14* СОЦИОКУЛЬТУРА *

В этом разделе мы излагаем сведения, касающиеся закономерностей организации и деятельности сообществ как главной среды обитания человека. Ведь человечество обладает специальными знаниями, в том числе, типами поведения, предназначенными для организации и поддержания жизнеспособности человеческих сообществ. Знание их представляет большой интерес, так как с их помощью раскрываются те механизмы и структуры, с помощью которых общество воздействует на человека, а человек - на общество, что и представляет собой сам способ существования общества, отдельные части которого направлены на развитие (перемены), другие же - на воспроизводство (сохранение или постоянство).

Социокультура или культура коммуникаций, обеспечивающая целостность социальных систем, с эволюционной точки зрения представляет чрезвычайный интерес, так как именно благодаря ей образуется эволюционно богатая среда знаний, опыта и материальных возможностей развивающейся системы. Именно благодаря ей каждому участнику социальной системы обеспечивается возможность доступа к этой эволюционно богатой среде.

Рассмотрим последовательность развития социальных способностей или социокультуры от животных до человека. У животных появление социокультуры сопровождалось развитием способностей к коммуникации, взаимодействию и передаче опыта в рамках созваемых ими социальных систем. Процесс эволюции животных сообществ сопровождался развитием и специализацией коммуникационных типов поведения. Постепенно развилась сложная система деятельности, которая обеспечивает поддержание целостности таких сообществ, а главное - как бы дежурную циркуляцию и перемешивание образцов адаптивного поведения, фрагментов опыта и знаний, благодаря чему создаются возможности появления и использования сведений и навыков там, где в них есть необходимость. В самих сообществах возникают иерархические уровни распределения знаний между особями, через которые реализуются системы сбора, обмена информацией, управления его адаптивным поведением.

В человеческом обществе социокультура как необходимое условие существования и развития культуры приобретает самостоятельное значение. Возникают и высокоразвитые способы коммуникации и культура наследования знаний.

Эволюционно богатая среда необходима человеческому обществу не только в духовной сфере и информационной, но и в материальной сфере. Такая среда создается благодаря коммуникационной функции рыночной экономики.

Отсутствие понимания фундаментального значения коммуникационной функции социокультуры лежит в основе идеи прогрессивности общественной собственности на средства производства. Её осуществление создает непреодолимые препятствия для формирования полноценной эволюционно богатой среды в материальной жизни общества, приводит к дезориентации процессов развития и её деградации.

*15* РАЗДЕЛЯЕМЫЕ РЕСУРСЫ *

Феномен разделяемых или совместно используемых ресурсов является ключевым в эволюции природы и человеческого общества. В силу необходимости решения таких задач развития, которые не под силу отдельным эволюционным элементам, под давлением обстоятельств, эволюционные элементы объединяются в более сложные соединения. Объединение возникает благодаря ресурсам (возможностям), передаваемым в общее пользование участниками объединения в целях решения общих задач, в том числе - выживания. Таков механизм отображения условий внешней среды, в которой возникает и развивается система, на ее внутреннюю структуру. И одновременно - способ самовыражения элементов, вступающих в объединение.

Аналогичным образом происходят эволюционные процессы и в человеческом обществе. Люди объединяются в группы для решения задач, с которыми в одиночку не справиться. В процессе поиска варианта решения задачи определяется порядок использования передаваемых в общее пользование ресурсов, необходимых для решения.

Принципиальный смысл понятию разделяемых ресурсов придает тот факт, что порядок использования их в процессе решения задачи есть ни что иное, как алгоритм или способ ее решения, а описание решения задачи соответствует человеческим знаниям в общепринятом смысле. Таким образом мы обнаруживаем способ порождения человеческих знаний, их природу и одновременно - основания функционирования человеческой культуры. Так как накопление способов использования разделяемых ресурсов в виде знаний и опыта составляет сущность процессов её функционирования и развития. Участниками коалиций могут быть: общество, природа, различные социальные группы и отдельные люди - в зависимости от уровня эволюционных форм, с объектами которых эволюционный объект - человек - вступает в коалиционные отношения.

Необходимым условием полноценного участия людей в процессах самоорганизации общества и, тем самым, усложнения действующей системы разделяемых ресурсов, является свобода предпринимательства как право на творческую эволюционную инициативу, а также частная собственность на средства производства в неограниченных размерах. Потому что полным правом участия в социальных эволюционных группах, возникающих по поводу совместного использования разделяемых ресурсов, может обладать только человек, вкладывающий во вновь образуемую эволюционную группу свою собственность и свой капитал, а если он еще не обладает ими, то - свой труд в надежде заработать капитал и стать полноправным собственником.

Это только экономическая сторона дела, но не во всех процессах самоорганизации общество и её члены преследуют чисто экономические интересы. Однако, и для всех других видов деятельности общества понятия разделяемых ресурсов и представления о самоорганизации по поводу их использования имеют такое же, как и для экономики, фундаментальное значение, и поэтому могут применяться при анализе всего многообразия видов человеческой деятельности.

Одним из примеров использования понятия разделяемых ресурсов может служить формирование новых эволюционных структур в обществе через воспитание нового поколения. Суть дела здесь состоит в том, что новое поколение воспринимает новейшие достижения в качестве исходных данных, на основе которых оно осуществляет решение задач, стоящих перед обществом. Тогда каждый человек нового поколения является носителем вложенных в него обществом разделяемых ресурсов и знаний, нацеленным на решение актуальных задач, которые естественным путем возникают перед обществом в процессе развития. Таким образом, в новом поколении эволюционная система общества подготавливает свое будущее, формируя через него новые уровни своих эволюционных структур.

*16* ДУХОВНАЯ СУБСТАНЦИЯ *

Как это ни странно, но духовная субстанция столь же реальна, как и субстанция материальная. Представим себе эволюционную социальную группу, возникшую в связи с использованием некоторых разделяемых ресурсов. Знание, благодаря которому они объединились, есть правило использования этих разделяемых ресурсов. Двойная природа такого эволюционного объединения налицо. Его материальная составляющая - люди, участвующие в нем. Его духовная, идеальная составляющая - знание, их объединяющее. Сами же ресурсы, по поводу которых произошло объединение, могут иметь разную природу: духовную, материальную или смешанную. Очевидно, что первичной в таком объединении является духовная компонента, так как именно благодаря ее появлению новая эволюционная структура становится возможной. Материальные участники объединения могут существовать и без него. Уничтожение же духовной компоненты приводит к распаду вновь возникшей эволюционной структуры на составляющие ее элементы - она прекращает свое существование.

Представления о духовной субстанции и разделяемых ресурсах позволяют нам более полно представить организацию процессов развития общества, содержанием которых является порождение описаний (знаний о) возникающих эволюционных групп, и осуществляющийся таким образом переход материальной формы их существования в духовную. Обратные процессы материализации духовной субстанции (использование знаний) осуществляются путем восстановления необходимых для решения задач материальных эволюционных групп по их описаниям (знаниям). Порождение, накопление и использование знаний, как мы уже говорили, составляют самую суть процессов развития общества и его культуры. Пользуясь новыми представлениями, можно сказать, что их суть - в постоянных обменах, перетоках между идеальной и материальной формами существования социальных эволюционных элементов.

Акция объединения эволюционных элементов одновременно является и актом отрицания тех условий, в которых они находились до объединения. Такова логика борьбы духа против материи, правила которой верны уже даже в таком простейшем случае. И она верна для всех существующих видов эволюционных - живых и неживых, разумных и неразумных - форм.

Духовная субстанция столь же реальна, как и материальная, и обе они являются неотъемлемыми составными частями эволюционных форм всех видов в явном или неявном виде. Между ними существует определенного вида разделение труда, в котором духовной субстанции принадлежат функции организации и преобразования, а материальная субстанция является тем материалом, из которого строятся эволюционные элементы. Однако она не безропотно выполняет планы духовной субстанции, а только в том случае, если план соответствует её внутренним свойствам. Иными словами, объединение эволюционных форм в более сложные формы происходит на основе диалоговых процессов согласования условий образования новых структур. На социальном уровне такое согласование и духовная субстанция в форме знаний присутствуют в явном виде.

Вообще говоря, выделение духовной и материальной компонент в структуре эволюционных элементов является, в какой-то мере, условным и связано с иерархическими отношениями в эволюционной пирамиде. Имеется в виду, что низшая эволюционная форма, в свою очередь, является высшей по отношению к нижестоящей форме и возникла в результате соединения элементов этой предыдущей формы с духовной компонентой. В процессе продвижения по иерархии происходит как бы материализация духовной субстанции в структурах возникающих эволюционных элементов. Тогда, с точки зрения взаимных ролевых функций, материальную и духовную субстанцию можно было бы назвать, соответственно, страдающей и иэбавляющей. А поскольку в процессе самоорганизации всякий страдающий уровень является избавляющим по отношению к предыдущему уровню иерархии, то нельзя говорить о первенстве той или иной компоненты в эволюционных процессах - ведь в процессе развития они меняются местами, а сформировавшись, играют двойственную роль: по отношению к вышестоящим они - страдающие, а для нижестоящих - избавляющие.

Высвобождение духа человеческого от власти материи находит всё более полное выражение в развивающейся культуре - многоуровневой эволюционной иерархии с перекрестными связями знаний, опыта и видов деятельности. В определенном смысле, вся эта культура является избавляющей, то есть, духовной по отношению к страдающей форме бытия, в которой существовал дикий человек. Эта культура, со всеми её богатствами, приобретает самостоятельное значение и является основой и предпосылкой будущего. Она вся есть творение духа.

*17* ХРИСТИАНСКАЯ ТРОИЦА *

Здесь мы излагаем нашу точку зрения на смысл и значение Святой Троицы как духовной матрицы западной цивилизации. Без этого необходимого дополнения комментарии к Книге Перемен были бы неполными.

Ведь гесаграммы и символ Троицы образуют духовную основу мировой цивилизации. Через них задана закономерность ее формирования, определены взаимные роли восточной и западной цивилизаций.

Благодаря блестящей статье академика Б.В.Раушенбаха "О логике триединости", опубликованной в журнале "Вопросы философии", номер 11 за 1990г., мы получили возможность более конструктивно рассуждать не только о Святой Троице, но и о принципе триединства вообще. Приведем, кратко, основные результаты Б.В.Раушенбаха. Он предложил математический объект, математически подобный или, выражаясь математическим языком, изоморфный Троице, в смысле подобия логических отношений между составляющими ее лицами, которые характеризуются четырьмя главными свойствами Троицы: единосущность, триединство, неслиянность и нераздельность являются неотъемлемыми качествами этого духовного символа.

Подобными свойствами, как оказалось, по мнению Б.В.Раушенбаха, обладает вектор в трехмерной прямоугольной системе координат. Он равен сумме трех своих проекций - как бы трем лицам, его составляющим. Поэтому вектор с его проекциями находится в отношениях, аналогичных свойству триединства, как и для Троицы три ее лика - это лики единого Бога. Единосущность Троицы в том, что все три лица ее обладают божественной сущностью. Для вектора это означает, что каждая из этих проекций вектора - тоже вектор, по сущности (природе) своей совпадающий с основным вектором в том, что он тоже - вектор. Неслиянность Троицы состоит в том, что ни одно из её лиц не может быть заменено другим лицом.

У каждого из них своё назначение. Для вектора выполнение этого свойства обеспечивается в случае прямоугольной системы координат. Тогда движение - действие, совершаемое по одной из координат, не может привести к движению по двум другим. И, наконец, свойство нераздельности Троицы состоит в том, что во всех действиях лиц Троицы принимают нераздельное участие все три ее лика. Для вектора это означает нераздельность проекций вектора с самим вектором, неотделимой тенью которого они являются. Движение, совершаемое вдоль одной из координат, потенциально может сопровождаться движением вдоль других, поскольку движение на самом деле осуществляется в направлении основного вектора.

Здесь мы можем констатировать, что так же, как и в случае с гексаграммами, человечество, открыв Святую Троицу почти два тысячелетия назад, хотя принцип троичности был в мире известен намного раньше, вплотную приблизилось к тайне законов мирового развития, суть которой в данном случае, сводится к тому, что всякий процесс развития может иметь неограниченные перспективы только в том случае, если в его основе лежит созидательное, конструктивное взаимодействие, как минимум, трех самостоятельных, несводимых друг к другу начал. Ощущение тайны и одновременно - захватывающей, неисчерпаемой перспективы – то чувство, которым руководствовались христиане и христианский мир в целом, совершая свой судьбоносный духовный и нравственный и выбор много веков назад. Как сейчас становится ясным, этот выбор, даже если смотреть на это с научной точки зрения, был сделан в высшей степени правильно. Этот факт открытия человечеством своей перспективы через духовное прозрение является поразительным примером опережающего на тысячелетия приобретения человечеством необходимого ему знания методом непосредственного усмотрения истины через духовное её постижение.

Соотнесение небесной Троицы и несовершенной земной триады (человек, общество, космос) позволяет получить духовную конструкцию, духовную матрицу, исчерпывающим образом характеризующую христианскую культуру. Лица Святой Троицы имеют следующие земные подобия: Богу-Отцу соответствует Космос, Богу Духу - общество, а Богу-Сыну - человек. Глубокий смысл такого попарного соответствия состоит в том, что в каждую пару входит идеальный образ и его земной эквивалент, который должен стремиться к совершенству своего идеального образа. А так как мы уже говорили о неисчерпаемости перспективы троичного начала и Троицы, в частности, то в таком попарном стремлении, а также во взаимодействии земных начал между собой мы усматриваем правильно организованную структуру мирового развития в целом, устремленную в будущее.

Если бы мы в нашей жизни по воле каких-либо обстоятельств перешли на сугубо материалистические позиции и отказались от духовного руководства, то тем самым лишились бы не только ориентиров, но и самого по себе процесса развития, что привело бы ко всеобщей катастрофе. Такова цементирующая человеческое общество роль духовной матрицы.

Созидательное взаимодействие трех земных начал (космос - общество - человек), их движение и устремленность к небесной гармонии совместно с лицами Святой Троицы образуют структуру богочеловеческого процесса мирового развития.

Акава Н.И.

 

Главная | О компании | Проекты | Сотрудничество | Статьи | Новости | Вопросы | Контакты |
© 2010 Интеллектуальные системы. All Rights Reserved