Продукция компании Fohow - Феникс для восстановления и поддержания здоровья и здорового долголетия
Категория
 

Эволюционная теория объяснения природы человеческого разума и знаний


В данной работе представлена новая эволюционная теория, предназначенная для объяснения природы человеческого разума и знаний. Эта оригинальная теория разработана в качестве идеологической базы для обеспечения исследований в области искусственного интеллекта (ИИ). Представлена также точка зрения на сотворение мира и появление человеческого разума как на момент первоначального грехопадения человека. Рассмотрена организация эволюционных процессов саморазвития, а также эволюционный подход к разработке нового способа представления знаний.


Введение

При исследовании проблемы разума и искусственного интеллекта мы столкнулись с проблемой невозможности анализа свойств человеческого разума с помощью имеющихся в нашем распоряжении представлений о человеке и человеческом разуме. В связи с этим возникла необходимость создания целостной системы миропонимания, с помощью которой было бы возможным объяснение с единых позиций процессов, происходящих в Природе, в материальной и духовной жизни общества. Эта необходимость объясняется тем, что в процессах развития человеческого общества не сложились естественные условия, необходимые для анализа феномена разумности у человека не только как его неотъемлемого свойства, но и как всеобщего свойства материи, которое проявляется повсеместно в мироздании, где складываются для этого благоприятные условия. То есть, представления об уникальности человеческого разума стали препятствием для бесстрастного его анализа и определения действительного его места в процессах эволюции природы, общества и космоса. В результате выполненных исследований была разработана новая философская теория и новые представления об окружающем нас мире как о живой, пронизанной великим множеством животворящих связей, космических масштабов системе. Причем, это относится не только к живой, но и к так называемой неживой природе. Такой подход является родственным биологическому миропониманию. Использование этого подхода позволяет ставить и решать задачи получения моделей и методов, необходимых для создания мыслящей системы. В рамках полученных результатов установлено, что диалоговый механизм взаимодействия элемент - внешний мир, воплощенный с разной степенью совершенства в системах различного уровня, есть тот инвариант, который является объединяющим для всех видов элементов и систем Природы и общества. Наличие такого инварианта указывает на несправедливость разделения Природы на живую и неживую. С этой точки зрения она вся - живая и животворящая. И социальные системы по своей природе не отличаются от естественных элементов и систем, так как они возникают и развиваются благодаря действию природного диалогового механизма, наиболее совершенным воплощением которого является интеллект человека. Отсюда - далеко идущие возможности осознания феномена человека во всех аспектах его деятельности, истории и культуре, а особенно – в работах по созданию систем ИИ, для которых и была разработана эта новая философская теория. В заключение мы хотели бы сказать, что данная работа предназначена для всех тех, кто занимается исследованиями, проектированием и развитием систем искусственного интеллекта и современных интеллектуальных информационных систем.

Занимаясь созданием систем ИИ, мы имеем весьма неопределенные представления о человеческом разуме

Для того, чтобы заниматься проблемой создания ИИ, необходимо иметь ясные представления о том, что представляет собой его «прототип» – человеческий интеллект. Если мы не будем знать этого, то тогда неизвестно, чем мы занимаемся и что мы создаем. Отсюда вопрос – почему мы считаем, что занимаемся созданием ИИ? И вообще – какого интеллекта? Ведь если взять все направления работ по ИИ, то в них мы имеем дело с моделированием отдельных механизмов и систем, присущих всем живым организмам, а не только человеку. Поэтому и выглядит проблематичным такое название этого направления работ как искусственный интеллект. Более правильно его можно назвать кибернетической бионикой. То есть, воссоздание моделей организационных структур и механизмов живых систем, существующих в природе у живых существ, с использованием кибернетических средств. При этом человеческий интеллект как прототип создаваемых систем остается как бы в стороне от этих работ. Потому что все они по уровню реализуемых способностей не поднимаются выше способностей высших животных. При этом мы можем получить формальное право называть это направление ИИ, но только в том случае, если признаем, что и другие живые существа, кроме человека, являются носителями интеллекта. Таким образом, мы можем различать только интеллект животных от человеческого интеллекта. В то же время, мы не можем точно сказать, что он из себя представляет и каковы механизмы его функционирования.

Космическая природа человеческого разума

Конкретные обстоятельства возникновения человеческого разума нам неизвестны. Мы, однако, можем с уверенностью утверждать, что он возник только благодаря невиданной сложности космоса и вселенной, в которой мы существуем. Именно эта великолепная сложность условий стала благодатной причиной возникновения сложно организованного человеческого разума. Иными словами, человек обязан своими появлением не каким-то уникальным способностям и возможностям, которые у него возникли в процессе эволюции из ничего и как бы сами по себе. Он возник благодаря сложнейшей космической системе мироздания, несущей в этой своей великолепной сложности потенциал зарождения и развития разума. Отсюда ясно, что именно закономерности устройства мироздания и его логика отношений легли в основу организации человеческого разума и логики его работы. Другой вариант просто невозможен. Поэтому в исследованиях, посвященных феномену человека и его возможностей, а тем более, моделированию интеллектуальных функций следует больше обращать внимания на эти обстоятельства и гораздо меньше вовлекаться в моделирование особенностей организации психической деятельности человека и других его внутренних качеств.

Невозможность создания полноценного искусственного интеллекта, подобного человеческому

Учитывая тот факт, что некоторую сложно организованную систему может породить или создать только более сложная и высокоразвитая система, мы можем с уверенностью утверждать, что мы не располагаем возможностями и условиями, требуемыми для создания полноценного ИИ, подобного человеческому. Потому что человек и человеческое общество являются по отношению к человеку системой так сказать, «производственной эксплуатации» человека, а не системой, предназначенной и способной к созданию чего-то подобного человеку. Иными словами, так как человек и человеческое общество являются системами одного порядка сложности, то поэтому они не имеют возможности создать что-то близкое по сложности и возможностям приближающееся к человеку. Они могут что-то создавать, но намного хуже себя по качествам и по возможностям, то есть более простые, чем мы сами системы. Этот тезис находит более, чем убедительное подтверждение в происходящем ныне все возрастающем уничтожении человеком сложнейших живых биологических и геологических систем и в создании взамен их заведомо более примитивных и разрушительных для живой биосферы Земли систем и элементов техносферы.

Как люди научились летать

Вот классический пример того, как люди могут решить на первый взгляд неразрешимые проблемы. Когда люди замыслили научиться летать, чего только они не выдумывали! И первое, что они сделали – стали делать попытки имитации птичьего полета. Люди стали делать крылья, подобные птичьим. Они думали, что достаточно заполучить птичьи крылья, и человек сможет подняться в воздух. Но не тут-то было. Многие изобретателей погибли, следуя этому пути. Потому что они пытались имитировать то, что видели. При этом они не знали и не пытались узнать фундаментальных принципов полета, законов физики и подъемной силы крыла. И потому терпели одну неудачу за другой. Работы по созданию ИИ в настоящее время находятся в похожем положении. Повсеместно в мире делаются попытки натурального имитирования того, что видимо и осязаемо в интеллекте. Но эти попытки безуспешны по той же причине, что и первоначальные попытки человека научиться летать. Не постигнув, не открыв фундаментальных законов, обеспечивающих возможность летать, человек не смог научиться летать. Точно так же человек не сможет создать ничего близкого к возможностям человеческого интеллекта, если не откроет фундаментальных принципов его работы, которые находятся не внутри человека, а вне его. Так же как законы полета находятся не в летящей птицы, а вне ее – в великом мироздании. Поэтому пока мы смотрим внутрь человека, пытаясь разгадать его тайны, мы занимаемся бесперспективным делом, и наше положение безнадежно.

Человек не создает новых знаний – он воспринимает их из окружающего мира по мере необходимости

Все мироздание и его законы являются домом или средой обитания для человека, где имеется все необходимое для решения всех его проблем и обеспечения его жизни. Настоящим творчеством для того, кто все это сотворил и дал жизнь, было именно создание всего сущего в мироздании и самого мироздания. С этой точки зрения человек не способен к такого рода творчеству. Новые элементы из ничего он не способен создавать. Он может только распознавать и использовать нужные ему элементы мироздания для решения своих задач. Единственно, на что способен человек со всеми его «творческими» способностями – это на создание конструкций - комбинаций из уже существующих в природе элементов. Для этого он должен распознать и изучить свойства нужных ему элементов, приобретая таким образом «знания» о них – то есть, воспринимая их из окружающего мира, а не создавая их. Блуждая по лабиринтам своего дома – мироздания, человек обращает внимание только на те его стороны и элементы, которые необходимы для поддержания его существования, а также в соответствии с его уровнем «развития». То есть, в соответствии с уровнем осведомленности о том, где и что «лежит» или расположено в этом грандиозном доме-лабиринте и для решения каких задач оно может быть использовано. А если он не создает, то и не имеет право разрушать то, что создано не им, как из уважения к истинному создателю, так и из чувства самосохранения.

Интеллект отдельного человека – часть коллективного интеллекта общества

Человек в виде отдельной особи вида не имеет право назваться по большому счету человеком. Потому что системой, обладающей всеми возможностями для познания окружающего мира, обеспечения преемственности существования и развития, является человеческое общество, то есть популяция вида, если пользоваться биологическими терминами. Именно общество накапливает знания и опыт, хранит историю и передает все это и вкладывает в новые поколения и отдельно в каждого человека. Именно благодаря этим знаниям человек становится и является человеком. Деятельность и жизнь человека имеют смысл и цель только в рамках человеческого общества, то есть в пределах популяции. Мышление и познавательная деятельность общества распределены между отдельными людьми. В то же время, непрерывно во времени существует и развивается духовная и культурно-историческая целостность общества, его память и совесть. Каждое новое поколение, получив в процессе образования и воспитания необходимый набор знаний, сведения о насущных задачах общества, включаются в процесс общественно-исторического развития. Внеся свой посильный вклад в течение жизни в духовное и культурно-историческое существо человечества, люди передают эстафету следующему поколению. Отсюда ясно, что отдельный человек располагает только небольшой частью задач, сведений, знаний и возможностей. Большинство задач и знаний, в том числе идей и мыслей он тем или иным образом получает от других людей или предметов, несущих в себе культурно-историческую информацию, опыт и знания ушедших поколений. Поэтому мы имеет право говорить о человеческом интеллекте как о распределенном в обществе между живущими людьми (в пространстве), так и между уже ушедшими людьми, идеями и опытом которых пользуются живущие люди (распределение во времени). Такой интеллект представляет собой что-то очень похожее на распределенный интеллект, обеспечивающий целесообразную деятельность муравейника или пчелиного улья. Поэтому изучение принципов работы человеческого интеллекта на примере интеллекта отдельно взятого человека заведомо обречено на провал. По этой же причине невозможно создать ИИ, подобный по возможностям человеческому.

Автономность человеческого существа

Автономностью человеческого существа определяются все его качества, способности и возможности. Автономностью человеческого существа определяется ограниченность его возможностей, в том числе – запасов энергии. Ограниченностью запасов энергии и необходимостью их регулярного пополнения определяются все параметры человеческого существа. Потому что главной задачей человека с точки зрения обеспечения своего существования является регулярное восстановление затраченной энергии и вещества. Более того, вся организация деятельности как организма человека, так и самого человеческого существа, подчинена циклам, в том числе – природным, связанным с добычей, переработкой и потреблением вещества и энергии, включая временные и физиологические циклы восстановления работоспособности, такие как сон и отдых. Автономностью существования и ограниченностью запасов энергии и вещества и связанной с этим необходимостью регулярного их пополнения и восстановления определяется вся философия человеческого существа, его быт и в большой степени - смысл его существования. Регулярно возникающие потребности активизируют работу человеческого интеллекта, ставя перед ним задачи поиска добычи и восстановления запасов энергии и вещества. Поэтому осознание возникающих потребностей, целеполагание, является одной из первичных и фундаментальных функций интеллекта. А предвидение возникающих потребностей и обеспечение упреждающего решения проблем является основной характеристикой интеллекта, которую мы назовем экстраполирующей функцией интеллекта.

Законы мироздания и грехопадение человека

Занимаясь проблемами создания ИИ, мы сталкиваемся с задачами исследования фундаментальных законов мироздания и бытия человека. Предлагаемое далее небольшое теоретическое рассуждение поможет нам при дальнейшем изложении. Нам известно, что весь наш мир, общество и Вселенная организованы иерархически. Идеально, когда все части иерархически организованного мира находятся в согласии, в гармонии. Тогда можно сказать, что мир становится близок к Божественной Цели. Однако для того, чтобы мир пришел к такому согласию, каждая его часть должна почувствовать себя частью вышестоящей системы, которая, в свою очередь, есть часть другой вышестоящей системы и так далее, вплоть до Вселенной и Бога, объемлющих все. С другой стороны, каждая часть должна почувствовать также и все свои составные части как часть себя, которые, в свою очередь, состоят из более мелких частей и так далее – до бесконечно малых первочастиц материи и Божественного Духа, от которого все произошло. Такое сложное понимание своей принадлежности к системе необходимо всякому ее элементу для того, чтобы учитывать требования и условия, накладываемые на его поведение и существование вышестоящими системами, чтобы их выполнять. Понимание существования нижестоящих подсистем также необходимо всякому элементу для того, чтобы обеспечивать зависящие от него условия их существования, так как от их существования, собственно говоря, зависит и его собственное, ведь он состоит из них.

Далее, мы согласимся, что представляется невозможным каждому отдельно взятому элементу учитывать в своем поведении требования, исходящие от всех вышестоящих систем и учитывать и выполнять обязательства по отношению ко всем нижестоящим системам. Поэтому в реальности разделенного иерархически мира каждый элемент принимает во внимание только ограниченное число уровней вложенности как вверх по иерархии, так и вниз. Это, в свою очередь, становится источником развития диспропорций в отношениях между как соседними уровнями вложенности, так и сильно удаленными от них. Так называемое местечковое или региональное ложное чувство безопасности, обусловленные ограниченностью контролируемых уровней, становится причиной развития ложного чувства безнаказанности, которые терпят сокрушительный крах после того, как на них обрушивается незаметный до поры до времени потенциал напряжений и диспропорций, накопленных на вышестоящих и нижестоящих уровнях. Таким образом происходит сброс накопленных напряжений, устранение диспропорций, сопровождающийся примерным наказанием виновных и грешников и их покаянием. Таков всеобщий закон существования нашего Мироздания, каким его создал Бог. И грех в этом мироздании был заложен самим Создателем одновременно с его сотворением, точнее - путем его сотворения. Потому что при сотворении мира был использован именно метод разделения тьмы от света, воды от суши, создание отделенных друг от друга живых душ и т.д. Причина греха - в разделении, заложена самим Творцом, а иначе и быть не могло - хочешь что-то сотворить - разделяй целое и выделяй из него свое творение. Грех - в накоплении потенциала диспропорций в отношениях между частями разделенного и иерархически организованного мира - следствие разделения, осуществленного Творцом как акт Творения. В такой ситуации, в которой оказался сотворенный мир, а также и человек, естественно было возникновение представлений о Боге как о воплощенной гармонии, и религии, указывающей путь к ее достижению. Рассмотренное устройство и логика мироздания, в котором дано жить человеку, и являются той логикой и устройством мира, которые в первую очередь и прежде всех других законов отпечатались в логике работы и организационной структуре формирующегося разума человека в процессе эволюции. Эти важные особенности устройства мироздания необходимо учитывать в работах по созданию систем искусственного интеллекта.

Эволюция и механизм саморазвития. Паразитические иерархии

Эволюцией мы называем процессы саморазвития, существующие на всех уровнях организации материи, охватывающие колоссальные масштабы пространства и времени и составляющие, сами по себе, способ существования материи. Таким образом, мы утверждаем, что формой существования материи являются процессы, обладающие определенной целесообразностью. Далее, условиями эволюционного существования материи являются, по крайней мере, два таких характерных признака, как:

* Наличие в Природе эволюционно активных элементов;

* Богатство форм таких элементов.

Первое условие - это условие необходимости существования в Природе элементов, способных к саморазвитию, а также к участию в эволюционно активных коалициях элементов. Второе условие отражает необходимость существования в Природе определенного многообразия эволюционно активных элементов, благодаря чему становятся возможными самопроизвольные процессы эволюции Природы. То есть эволюционное движение одних элементов или их групп создает возможности такого движения для других и наоборот. Кроме того, процессы эволюции имеют такие характерные свойства, как:

* Размножение форм эволюционно активных элементов;

* Ускорение темпов эволюционного развития.

Эти два свойства объясняются следующим образом. Развитие эволюционно активных элементов и структур сопровождается их усложнением и увеличением спектра их свойств, что, в свою очередь, является необходимым условием увеличения числа возможных сочетаний при образовании новых коалиций. Наглядным примером здесь могут быть свойства атомов и молекул, первые из которых имеют линейчатые спектры, тогда как вторые - спектры полосатые, или множество линейчатых, совместно имеющих вид полосатых. А спектры – это множество возможных уровней энергетических состояний атомов и молекул, и следовательно, множество возможных связей, которые они потенциально могут образовывать. Ускорение темпов эволюционного развития обеспечивается размножением эволюционных форм и увеличением богатства эволюционных процессов. Эволюционные процессы характеризуются также:

* наличием жизненного цикла у эволюционно активных элементов, коалиций и процессов;

* образованием глобальных паразитических пирамидальных структур эволюционных процессов и взаимодействий.

Очевидно, что всякий очередной уровень организации эволюционных форм становится основой для следующего. Отсюда – паразитирование. Глобальную иерархию Эволюции пронизывают процессы воспроизводства ранее сформировавшихся эволюционных объектов. Благодаря наличию ограниченного цикла жизни у эволюционных объектов, обеспечиваются связанность и адекватность процессов развития, а также сами условия эволюционирования Природы. Эти процессы воспроизводства служат материальной основой существования процессов саморазвития. Непрямыми, но постоянными следствиями эволюционных процессов в том виде, в каком они существуют в Природе, является:

* Нарастающее отображение в структуре эволюционирующих объектов свойств и законов Природы;

* Увеличение степени общности законов и механизмов Природы, отображающихся в эволюционирующих структурах.

Главным результатом этих процессов обобщения или абстрагирования Природы по отношению к самой себе является появление особого эволюционно активного элемента Природы - человека, интеллект которого является моделью, отображением фундаментальнейшего из механизмов и законов Природы - закона и механизма эволюционного развития.

Разум. Диалоговый механизм развития. Абстрактное мышление

Что же такое разум и каким образом он мог возникнуть естественным образом в процессах эволюции Природы? Чтобы получить ответ на этот вопрос, необходимо ответить, в первую очередь, на другой не менее важный вопрос о существовании и форме эволюционного механизма, модель которого определила организацию процессов обработки информации в человеческом мозге. Все дело здесь в том, что существующие в эволюционирующей Природе процессы развития, независимо от уровней эволюционирующих форм, осуществляются по вполне определенной, универсальной схеме - модели.

Как было указано выше, необходимым условием существования эволюционных процессов в Природе, является наличие в ней эволюционно активных элементов. Это такие элементы, которые, обладая вполне определенной внутренней структурой и свойствами, способны проявлять их при внешних по отношению к ним взаимодействиях, а также, при определенных условиях, вступать в коалиции с другими элементами, либо выходить из них. Таким образом, элементы, как бы обмениваясь между собой информацией о своих свойствах, с учетом условий среды, в которой они находятся, способны создавать взаимоприемлемые варианты новых эволюционных структур и коалиций. С этой точки зрения, идеальным эволюционно активным элементом можно считать атом, у которого имеется ядро, несущее определенные свойства атома, и электронная оболочка, специально предназначенная для обеспечения взаимодействия с другими элементами. Естественно, что подобная совершенная эволюционная форма могла возникнуть только в результате длительной эволюции. Отметим здесь, что на этом уровне эволюционный механизм имеет вероятностный характер, и Природа как бы экспериментирует с эволюционирующим материалом методом проб и ошибок.

Развитие элементов и сопутствующее им развитие средств их взаимодействия и форм их организации приводит, со временем, к появлению таких эволюционно активных элементов, у которых формируется образ системы, в которой они существуют. На уровне человека это означает появление у него двух основных интеллектуальных центров, определяющим образом влияющих на его поведение. Центра социального (системного) целеполагания и центра индивидуального целеполагания. Благодаря такому разделению цельного, непосредственного мышления прачеловека (первородный грех), у людей появляется возможность отождествления самих себя раздельно с идентификацией общества. Главным, однако, здесь следует считать появление принципиально нового механизма мышления, который полностью аналогичен механизму эволюционного развития и отображения.

Благодаря наличию двухцентрового мышления, человек получает возможность смены точки зрения, т.е. абстрагирования. Однажды возникшая такая возможность (механизм работы мозга) может использоваться и по отношению к любым другим исследуемым объектам. Очевидно, что подобный эволюционный механизм мышления, будучи моделью естественного механизма эволюционного развития, обладает возможностями порождения новой информации, какими обладает и естественный эволюционный механизм. Отличается он только тем, что обеспечивает, по преимуществу, неразрушающее эволюционирующий процесс и объекты развитие благодаря использованию мысленных экспериментов при решении возникающих проблем вместо вероятностных экспериментов, совершаемых природой. Очевидно, что благодаря таким возможностям разума, эволюционирующая Природа получила возможность существенного ускорения эволюции и, главное, появилась возможность образования и развития эволюционных форм намного более высоких степеней сложности - таких, какие ранее были недоступны. С появлением разума в Природе характер процессов развития не стал другим, и процессы развития общества имеют такую же эволюционную природу, какую имеют все естественные процессы.

Роль разума в эволюционных процессах

Роль человеческого разума в эволюционных процессах можно представить себе, прибегнув к следующей аналогии. Представим себе пущенный с высокой, крутой и скалистой горы большой камень. Он летит, все больше набирая скорость, ударяясь о скалы, встречающиеся на его пути, высоко подскакивает и с каждым новым соударением рассыпается на все более мелкие части.

Теперь представим себе опытного горнолыжника, спускающегося по аналогичному склону, покрытому снегом. Благодаря своему мастерству, он благополучно может достигнуть подножия горы и остаться при этом целым и невредимым. Но обратим внимание на сам процесс его спуска. Всего опыта и мастерства спортсмена хватает лишь на то, чтобы совершив маневр, отвернуть от возникающего перед ним препятствия, миновав которое, он оказывается перед следующим, и так процесс повторяется до самого конца спуска.

Таков и разум и его роль в процессах эволюции - его возможностей хватает только на то, чтобы избежать непосредственной опасности, вслед за которой появляется новая. Он не задает направления развития и не создает энергии этого развития, но благодаря тому, что он спасает от случайного разрушения самопроизвольно эволюционирующие структуры в Природе и обществе, он создает великую возможность дальнейшего усложнения и ускорения эволюционных процессов, придает им все более организованный характер в масштабах государств и наций, Земли и Космоса.

Разделяемые ресурсы

Понятие разделяемых или совместно используемых ресурсов являются ключевым понятием излагаемой теории. Именно в силу необходимости использования таких ресурсов, которые эволюционные элементы в одиночку задействовать не способны, эволюционные элементы объединяются в более сложные соединения. Аналогичным образом продолжаются эволюционные процессы и на социальном уровне. Люди объединяются в группы для решения задач, которые одному не под силу, в результате решения задачи определяется порядок использования разделяемых ресурсов, на получение доступа к которым и было нацелено решение задачи. А порядок использования разделяемых ресурсов в человеческой культуре имеет форму знания. Ресурсы могут быть разделяемыми с обществом, с природой, с различными социальными группами и отдельными людьми - в зависимости от уровня эволюционных форм, с объектами которых эволюционный объект - человек - вступает в коалиционные отношения по поводу разделяемых ресурсов. Накопление способов использования разделяемых ресурсов в виде знаний и опыта составляет сущность процессов развития и функционирования человеческой культуры.

Большую роль в процессах поиска объектов и решения задач по нахождению правил их использования играют ассоциативные связи между объектами, являющиеся отображением многообразия свойств естественных природных тел. На этой основе, отображающей эволюционные связи природных тел в форме знаний о них, формируются знания о знаниях, о порядке их использования, которые становятся эволюционной надстройкой над естественными связями объектов, отражением более общих их свойств. Таким образом складывается самостоятельный эволюционный процесс развития идеальных форм знаний в интеллектуальном пространстве человека, либо в предполагаемой искусственной мыслящей системе. Представление о разделяемых ресурсах может быть использовано в качестве базового принципа при создании систем искусственного интеллекта, в том числе, саморазвивающихся.

Природа и структура человеческого знания

Итак, как стало ясно из описания понятия разделяемых или совместно используемых ресурсов, необходимых для решения задач, мы имеем дело с определенной структурой знания, которая формируется в процессе поиска решения задач и затем используется при их решении. В качестве примера структуры одной полной единицы человеческого знания можно привести, например, проект строительства дома. В этом проекте, во-первых, имеется описание целевого объекта – дома, который должен быть построен. Во-вторых, в проекте имеется описание всех элементов здания и способов их соединения. В-третьих, имеется перечень всех необходимых для строительства материалов. В-четвертых, и это главное, имеется коллектив строителей, которому известны правила строительства и технологические процессы, применяемые при строительстве. В-пятых, известны необходимая строительная техника, инструменты и приспособления для строительства. Известна также последовательность выполнения строительных работ, в результате которой будет построен дом. Так вот, вся эта совокупность описания целевого объекта, необходимых исходных материалов, строительной техники, инструментов и приспособлений для строительства, специалистов - строителей, имеющих знания и опыт строительства дома, а также описание последовательности строительства дома и способов выполнения каждой операции, то есть описание алгоритма строительства дома, и является одной законченной единицей человеческого знания. Конечно, единица знания, используемая для получения более простого изделия или решения более простой задачи, может включать в себя меньшее число исходных материалов, людей и операций. Однако, суть ее от этого не меняется. Подобная структура человеческого знания допускает возможность создания полного формального ее описания. Что крайне необходимо при разработке систем ИИ. Однако, в отличие от других известных подходов, в данном случае формальное описание структуры представления знаний может быть осуществлено, исходя из понимания самой сути человеческого знания, то есть его природы и структуры. Таким образом, мы имеем дело с эволюционным структурным и моделирующим способом представления знаний.

Проблемы представления знаний

Исходя из всего вышеизложенного, проблема представления знаний при создании систем ИИ может быть надлежащим образом решена на основе применения классического научного подхода. В качестве основного способа описания картины мира, способов решения задач и хранения других видов знаний может быть использован эволюционный структурный и моделирующий способ представления знаний (ЭСМ ПЗ). Его использование не отменяет использования в качестве вспомогательных способов и других известных способов представления знаний, например, таких как логический, продукционный или семантический, возможности которых могут быть использованы для реализации процедур усложненного анализа и рассуждений в системах ИИ.

Перспективы и возможности создания искусственного интеллекта

Человек состоит из четырех частей – разума, духа, души и тела. Нам представляется, что та часть, которая относится к разуму, может быть исчерпывающим образом формализована и промоделирована в процессе создания системы ИИ на основе описанного нами эволюционного моделирующего способа представления знаний. Иррациональная часть человеческого существа не подлежит формализации. Во-первых, нет никакого смысла в создании полного дубликата человека и потенциально смертельно опасного конкурента за жизненное пространство и ресурсы. А во-вторых, это невозможно сделать, исходя из всего вышеизложенного. Однако постановка и осуществление цели создания действующей модели разумной части человеческого существа уже сама по себе является задачей поистине грандиозной. Решение этой задачи позволит свести воедино все направления развития интеллектуальных информационных технологий и искусственного интеллекта, произвести их унификацию. Станет возможным создание всемирной базы знаний человечества и ее оптимизация, переосмысление истории человечества во всех отраслях знания, оптимизация и ускорение процессов его развития.

Акава Н.И.

 

Главная | О компании | Проекты | Сотрудничество | Статьи | Новости | Вопросы | Контакты |
© 2010 Интеллектуальные системы. All Rights Reserved